Жизненный путь Павла Летуна, который более 20 лет проработал в Зельвенском автопарке

Сфере автомобильного транспорта Павел Летун посвятил более 20 лет. Из них большую часть времени возглавлял Зельвенский автопарк, который, несмотря на различные перипетии, постоянно держался на плаву.

По отцовским стопам

Павел Степанович – уроженец Минщины. Интерес к технике появился в детстве, когда наблюдал за работой отца – водителя единственного в колхозе грузового автомобиля. Школьником юноша попробовал свои силы в качестве помощника комбайнера. Не испугали ни ранние подъемы, ни поздние возвращения с полей, ни маломощный бензиновый двигатель комбайна. Гордился тем, что сам может зарабатывать, правда, не рубли, а трудодни. До сих пор мужчина помнит: за первый летний период уборки ему начислили 109 трудодней, за второй – 124.

На выбор учебного заведения повлиял классный руководитель, который посоветовал девятикласснику продолжить обучение в школе и после поступить в институт. Павел послушался, тем более, что и родители, и старший брат (студент сельхозинститута) поддержали предложение учителя. В 1971 году на руках у молодого специалиста был диплом об окончании Белорусского института механизации сельского хозяйства. Распределение получил в колхоз имени Свердлова Волковысского района.

Знаний прибавляла практика

– С первого дня трудоустройства на должность главного инженера понимал, что должен чётко выполнять свои задачи, – рассказывает собеседник. – Учился вникать в сельскохозяйственные процессы, выстраивать график работы так, чтобы техника всегда была на линии готовности. В 70-е годы полевые работы проводились в 2 смены. За каждым трактором были закреплены 2 механизатора. Надо было осваиваться в коллективе, уметь находить общий язык с людьми, продумывать наличие запчастей, время ремонта и т.д.

Может, от того, что Павел Летун – парень сельский, а может, это прирожденная любовь к технике, но ему нравилось дело, которым он занимался. У него всё ладилось. Любил и развиваться: читать научную литературу, слушать опытных специалистов, анализировать. Организаторские способности молодого человека заметил директор местной школы и предложил проводить занятия по изучению сельскохозяйственной техники в старших классах. Так школа стала не только местом получения дополнительного заработка и интересного времяпрепровождения, но и местом встречи с будущей женой. Здесь Павел Степанович познакомился с учительницей, а через год предложил Людмиле Игнатьевне вступить в брак. Вскоре семья решилась на переезд в Зельвенский район, на малую родину супруги.

С 1975 по 1979 год Павел Степанович работал на базе материально-технического снабжения Зельвенской сельхозтехники под руководством опытного и грамотного директора Н.И. Безносика. Для того, чтобы обеспечить наличие и запас запчастей (в районе насчитывалось 23 колхоза и 1 совхоз), старшему инженеру приходилось часто отправляться в командировки. В Пензе, Рязани, Смоленске и других городах СССР объезжал всевозможные базы, но без нужных деталей домой не возвращался. Ко всему Павел Летун вёл строгое распределение лимитируемых запчастей по колхозам района, своевременное осуществлял заявки, особенно во время посевной и уборочной кампаний. Успешное выполнение поставленных перед коллективом задач позволяло неоднократно занимать первые позиции по децентрализованному снабжению среди соответствующих структур облсельхозтехники.

Дорогу осилил идущий

В сентябре 1979 года специалисту предложили возглавить филиал Слонимской автоколонны. Сколько сил, энергии и труда необходимо было приложить руководителю, чтобы успешно выполнять доведенные задания по обслуживанию пассажиров и перевозке грузов!

Создавалось зельвенское предприятие не в лучшие времена и в «наследство» Павлу Летуну достались поизносившиеся автобусы и неисправные грузовики. С такой техникой сложно было в регулярном режиме осуществлять рейсы. – В то время пассажиропоток был большим, – вспоминает бывший начальник филиала. – На рейсовых автобусах добиралось много людей из деревень на работу в райцентр, сельские дети приезжали в школу. Любая неполадка – и срыв графика движения транспорта вызывал неудобства и иногда заканчивался жалобами населения. Необходимо было избегать этого и обеспечивать качественную работу.

В филиале насчитывалось 11 автобусов, которые курсировали по 11 маршрутам. За смену пробег транспорта составлял более 1500 км, это при том, что основные дороги района были гравийными. Рабочий день автостанции и автобусного парка начинался в 5:00 и заканчивался 00:30. В штате станции трудились 17 человек, которые за сутки совершали 86 отправлений.

В конце 70-х и последующие годы руководство «Гроднооблавтотранс» регулярно обновляло подвижной состав филиала, что позволило открыть дополнительные маршруты из Зельвы в Ружаны, Подболотье, п. Октябрьский, Лавриновичи, а также увеличить расстояние действующих в направлениях д.д. Хомичи, Пичуки, Станелевичи.

20 декабря 1980 года были поставлены автобусы на городской маршрут по Зельве. О востребованности общественного транспорта свидетельствуют факты: в январе 1981-го пробег автобусов за сутки составлял 98 км, сумма выручки за месяц – 700 рублей, количество перевезенных пассажиров – 1400 человек. Филиал также предоставлял транспорт организациям для экскурсий, других поездок.

Созданный практически с нуля, в 90-х участок имел уже 19 автобусов, до 29 человек увеличилась численность водителей. Обновлялся и грузовой парк: были приобретены 7 КАМАЗов, 4 МАЗа, 15 автомобилей IFA W50. Это позволило успешно выполнять план по объему перевозок и удовлетворять заявки ДРСУ-118, МПМК-148, карьероуправления №1, РСУ-15, гортопа и других организаций по перевозке грузов.

Так как сохранять в технической готовности и обслуживать подвижной состав в имеющейся ремонтной мастерской было сложно, руководство «Гроднооблавтотранс» рекомендовало хозспособом построить новые гараж на 120 машин, мастерскую и котельную, реконструировать бытовые помещения.

Павел Летун вспоминает и о том, как удачно сложились обстоятельства по выполнению госпрограммы «Жильё-85». Согласно планам, в год необходимо было возводить хозспособом не менее 2 одноквартирных домов. Огромную помощь филиалу в строительстве объектов и жилья оказывали организации и колхозы района: МПМК-148 (под руководством В.К. Кулака), райсельхозэнерго (директор В.Н. Суша), колхоз имени Ленина (председатель А.П. Предко), колхоз имени Мичурина (председатель А.А. Предко), совхоз «XVIII партсъезд» (директор В.П. Жабрун). Как результат – 7 работников филиала улучшили свои жилищные условия.

Искусство быть директором

Еще одно серьезное испытание в профессиональной карьере Павла Летуна – годы работы после распада СССР. В ноябре 1992 года мужчину назначили директором автопарка №19. Формирование аппарата производилось за счет высвободившихся работников автостанции и имеющегося резерва кадров. Под руководством Павла Степановича трудилось 136 человек. Но с каждым годом пассажиропоток снижался, уменьшалось и количество заказов на перевозку грузов. Необходимо было искать объемы работ за пределами района и даже области. Грузовой транспорт АТП-19 предоставлял свои услуги ДРСУ Мостов, Волковыска, Баранович, Гомеля и др. Работали на строительстве Минской кольцевой автодороги.

Если вопрос с приобретением грузового транспорта удалось решить благодаря банковскому лизингу (автопарк первым в области осмелился на такую сделку с «Белпромстройбанком»), то с обновлением автобусов было крайне сложно. С января 1993 года райисполком начал выделять из бюджета средства дотации на покрытие расходов по пассажирским перевозкам. Руководство местной вертикали и подведомственных структур (в лице председателей райисполкома М.П. Денищика, В.И. Будревича, начальника райфинотдела И.С. Адащика) понимало, насколько важно сохранить в районе пассажирские перевозки и всячески поддерживало директора автопарка. В непростые 90-е АТП-19 даже стал победителем соревнования среди организаций промышленности, транспорта и связи с награждением переходящим Красным знаменем.

– Я чувствовал, что, имея багаж технических знаний, мне не хватает образования в экономической области, – говорит Павел Степанович. – В 1996 году поступил в Академию управления при Президенте Республики Беларусь. Спустя 2 года успешно окончил факультет экономики и управления производством.

Павел Степанович твердо убежден: в такой профессиональной и опытной команде, которая сложилась в автопарке, нет нерешаемых проблем. Как лучшие работники сформировались здесь те, кто связал свою трудовую деятельность с филиалом: водители автобусов Н.И. Манцевич, М.Н. Попелуха, М.М. Ламеко, К.М. Юшкевич, Б.И. Пасюк, Н.В. Колбаско; водители грузовых машин Н.И. Житкевич, Н.Н. Якубеня, С.П. Побудей, И.Ч. Свистун, В.В. Гураль; рабочий по ремонту Р.В. Мулярчик; механик В.П. Лукашёнок; кассир Н.Н. Ленец; бухгалтера В.И. Искра и В.А. Литвинович; диспетчер Г.С. Кандыбович. Список добросовестных и ответственных работников можно продолжать. Но главное то, что благодаря сплоченному коллективу удавалось находить выход из любых ситуаций.

Павел Летун посвятил 24 года работе в автотранспортной отрасли. В 2003 году ему руководство РУП «Гродноавтодор» предложило возглавить только что открывшийся в Зельве участок ДЭУ-54. Задача небольшого коллектива заключалась в содержании и обслуживании 80 км республиканских дорог. В летнее время рабочие занимались ямочным ремонтом, ремонтом автопавильоном, поддержанием санитарного порядка придорожных полос и остановочных пунктов. Зимой дежурили круглосуточно. Бригады выезжали на расчистку дорог от снега, устранение гололедицы, посыпку песчано-гравийной смесью дорожного полотна.

Год за годом накапливался опыт, которым Павел Степанович делился с новичками. Признается, что где-то приходилось быть и настойчивым, и требовательным, но общий язык с подчиненными находил. Все важные решения принимал, только посоветовавшись с коллективом. Были ли нарекания в его сторону? «Возможно», – улыбается мужчина. А вот благодарности и поощрения за успехи он точно заслужил. От руководства райкома КПБ, райисполкома, УП «Гроднооблавтотранс» и «Гродноавтодор».

Зельвенцы доверяли Павлу Летуну решать общественные вопросы: избирали депутатом поселкового совета, районного Совета депутатов, его кандидатуру в 2000 году предложили для участия в съезде депутатов Республики Беларусь.

Своим трудовым путем и личной жизнью Павел Летун доволен. За плечами – почти полувековой стаж, рядом – верная жена, с которой в согласии и уважении прожили 45 лет, достойно воспитали троих детей, теперь окружают любовью и заботой троих внуков.

Людмила ПОПКО

Вам может быть интересно

Комментарии отключены