Эпоха возрождения зельвенского костела, или Путь длиною в 30 лет

Бывшая сотрудница газеты «Праца» Наталия Матюк по просьбе кс. Яцка Маркеля к 30-летию возрождения Зельвенского костела собрала и обработала воспоминания жителей, участвовавших в реставрационных работах. Тех, кто помогал собирать средства на возобновление храма, убирал накопившийся за десятилетия запустения мусор, сушил и белил стены, перекрывал крышу… Всех, кто сделал за несколько месяцев невозможное: подготовил храм к повторному освящению и первому богослужению 8 декабря 1989 года.

Вид костела по состоянию на 8 декабря 1989 г.

О том, какой путь пройден костелом за 30 лет, мы расскажем немного позже. А сегодня публикуем отрывки из предисловия кс. Яцка Маркеля и воспоминаний некоторых героев книги Н. Матюк «Храм души», вышедшей только что в издательстве Пинской диацезии.

Яцек Маркель, настоятель костела Святой Троицы г.п. Зельва:

Непосредственными хранителями истории Отчизны являются представители старшего поколения. К сожалению, они уходят от нас безвозвратно. Поэтому фиксирование их воспоминаний очень ценно для наследия нашего городского поселка. Накануне юбилейной даты католики рассказали, как выглядел костел перед закрытием в 50-х годах прошлого века, как в их семьях старались жить по-христиански и как ликовали, узнав о возможности вновь посещать богослужения. Такие воспоминания, безусловно, не только укрепят локальную память о малой родине, но и будут способствовать демонстрации примеров ответственного христианского и гражданского отношения.




Иосиф Кузмич:

– Наш костел достался нам большим трудом. Во времена коммунизма, когда храм был закрыт, верующие были вынуждены ездить в другие парафии, тайком собираться на молитву. Когда святыню вернули, это был настоящий праздник. Но здание было запущенное, полуразрушенное. Пришлось приложить немалые усилия, чтобы его возобновить. Однако парафияне не остались в стороне: на добровольной основе принялись реставрировать храм.






Станислав Куль:

– В начале 90-х годов прошлого столетия, когда Советский Союз начал уже разваливаться, а республика стала обретать свою независимость, был поставлен вопрос о возвращении культовых зданий – костелов, церквей – под юрисдикцию парафии. Именно тогда и поднялось движение возрожденцев веры, хотя, по сути, она всегда существовала в Западной Беларуси. Верующие выступили с инициативой, чтобы им вернули святыни, которые когда-то были отняты.

Зельвенские прихожане не стали исключением.
В то время была собрана делегация из районного центра. Женщины ездили в Минск, в Верховный Совет Республики Беларусь. Там подавали прошение, чтобы верующим возвратили костел Святой Троицы.

Разрешение было получено. Однако предстояло немало работ по возрождению святыни. Процентов на 40 храм был в неприглядном состоянии: черепица на крыше едва держалась, внутри всё затекшее, захламлённое (здесь функционировал склад стеклотары). Территория неухоженная, разрушенная, плебания была отдана под квартиры простым гражданам.

Первая процессия возле восстановленного костела.

К ремонту нашего костела приступили незамедлительно.
Непосредственно руководил восстановлением храма ксёндз Жильветро из Слонима, который отправлял богослужения в Зельве.

Конечно же, для любого ремонта необходимы немалые материальные затраты. Денежные средства мы собирали со всей парафии. Следует отметить, что люди охотно жертвовали, кто сколько мог. Я сам лично участвовал в сборе этих денег.

Внутреннее убранство костела того времени.

Станислава Калиновская:

– По воле Божьей в конце 1988 года власти наконец-таки дали разрешение на открытие костелов. Наши парафияне ездили в Минск, обивали пороги районного исполнительно комитета. Ходили за разрешением на открытие храма.

И вот настало время! Люди были полны энтузиазма, чтобы вернуть костелу былое величие. С начала января 1989 года они вышли на работу по очистке здания от мусора.

Перед реставрацией хоров оттуда сгребали лопатами и вывозили тачками птичий помет. Оказалось, что повреждены баляски. Кремяницкий ксендз Станислав выделил дубовые доски для их обновления. Органа не было. Сразу в Бородичском детском саду купили клавишный музыкальный инструмент. Играть приезжала органистка из Слонима. Прихожане знали мелодию и пели.

Главный алтарь почти за 40 лет творившегося безобразия был поранен (иначе и не скажешь). Нуждались в обновлении и остальные. В Вороничах нашли столяра по фамилии Савко, отличного специалиста, который занялся реставрацией. Ездили даже в Гродно: ксендз Александр Терешко из Волпы договаривался с художниками, чтобы те изготовили иконы, помог заказать нужную литературу для службы евхаристичной.

Активно помогали пожилые люди, которых уже нет в живых. Вечная им память! Приобщались и молодые – трудились засучив рукава. Сначала деньги на ремонт собирали по Зельве. А весной пошли по близлежащим деревням. Очень помогли парафияне Кремяницы (теперь многие их дети и внуки переехали в Зельву и стали местными прихожанами).

Стали закупать материалы, нужные для ремонта: оцинкованную сталь (на перекрытие крыши), цемент, гвозди, жесть, доски, круглую древесину (для сооружения лесов как снаружи, так и внутри), бруски (обрешетку нужно было менять, так как она почти вся сгнила). Приобрели известь для внутренней побелки.

Нам благоприятствовала погода, словно добрый Бог одаривал нас своей лаской и оказывал поддержку. Крышу перекрывали Свистун из Грицкович и Сухоцкий из Зельвы. Снизу им подавали жесть пришедшие на подмогу мужчины. После наняли маляров из Волковыска шпатлевать и оштукатуривать. В углах, особенно при входе в храм и в коридоре, боролись с сыростью. Стали сушить, белить купоросом. Окна застеклили новым рифленым стеклом.

Ксендз Витольд Жильветро помог подготовить всё нужное к освящению костела. В Слониме заказывал конфессионалы, привез подсвечники. Мы были рады всему, что есть. А главное – возможности молиться в стенах храма. Наконец 8 декабря 1989 года костел заработал.

Тереса Лагунская:

– В 1987-1988 годах мы участвовали в восстановлении святыни. Дети еще малыми были, они после школы оставались дома. А мы направлялись в костел. Всё свободное время там проводили: заготавливали лес, вручную резали доски. Под крышей вычищали мусор, оставленный птицами. Поставили стропила, начали менять кровлю.

Собирались вместе, и чтобы славить Бога. Принесли простой столик, на нем разместили крест и свечку. Так и молились. Были места для сидения – лавки и стулья. А после люди вернули в храм костельные вещи: их перед закрытием забирали и укрывали дома, чтобы сохранить.

Насколько сильна вера зельвенцев, свидетельствует и тот факт, что, когда двери храма были закрыты, фигуру Богородицы, которая нынче размещается в главном алтаре, спрятали прихожане.

В костеле есть и старая фигура Христа. В 60-е годы церковную утварь раскрадывали и распродавали кто как мог. Однажды приехал человек из Волгограда и привез попиленный фрагмент распятия Иисуса. Рассказал, что, когда был в Зельве солдатом, купил реликвию за копейки у местных мальчишек. Спустя много лет вернулся, чтобы возвратить святыню.

Андрей Карпиченко:

– А когда-то в местечке разносился колокольный звон. В храме по сей
день хранится колокол, изготовленный в XVII веке. Во время войны от оставленных пулями следов его звук стал приглушенным. Старожилы
поговаривают, что колокол из-за огромной массы (практически 2 тонны!) шатал башню во время звона, из-за чего крепление
обветшало и появилась угроза повреждения башни. Было принято решение колокол закрепить намертво определенным способом. Изготовили стремянки, так что больше никогда не нарушится состояние этого крепления.

После войны разваливалось ограждение. От ворот остались лишь штыри. В 1959 году я уехал в Магнитогорск, поступил в ремесленное училище, где освоил специальность кузнеца свободной ковки. Там на протяжении девяти лет трудился на металлургическом комбинате, оттачивал свое мастерство, приобретал необходимый опыт работы. Навыки кузнеца очень пригодились при реставрации ограждения. Изначально я произвел замеры, продумал рисунок, подготовил предварительный эскиз. И принялся за дело. Закончится трудовой день – и я в мастерскую за очередную кропотливую работу. На всё ушел где-то месяц. Так появились кованые ворота и калитка.
Возле самого сакрального здания росли тополя. Их спилили и вывезли, постепенно стали благоустраивать территорию. Активно подключились местные прихожанки. Высадили многочисленные еловые деревья, кустарники, цветы. Нынче сложно сосчитать,
сколько здесь растений. Это место впечатляет своей красотой гостей поселка, многие молодые пары приходят сюда фотографироваться.

Вам может быть интересно

Комментарии отключены