За сутки через станцию «Зельва» проходит 13-14 пар поездов

Судьба моя – железная дорога. Так о своей работе может сказать если не каждый сотрудник станции железнодорожной «Зельва», то абсолютное большинство не многочисленного, но сплоченного коллектива. Кто-то сделал свой выбор в пользу железной дороги по примеру родных, кто-то шел к своей профессии осознанно и целенаправленно. Но всех их объединяет одно – ответственное и добросовестное отношение к делу, которым занимаются.

– Костяк нашего коллектива составляют работники, трудовой стаж которых исчисляется двумя и даже тремя десятками лет, – отмечает начальник станции Елена Семашко. – Понятное дело, что это опытные специалисты, профессионалы своего дела, которые охотно делятся своими знаниями и умениями с молодыми коллегами.

Командир смены

Если вы думаете, что самая простая и «непыльная» работа у дежурного по железнодорожной станции, то это – заблуждение. Человек, встречающий и провожающий поезда с сигнальным диском, – это специалист, без которого движение замрёт. А за сутки через станцию «Зельва» проходит 13-14 пар поездов (туда и обратно). В том, что работа эта чрезвычайно ответственная, убедилась на личном опыте. Дневная смена дежурного по станции начинается в 7:30 и заканчивается через 12 часов. К началу смены и пришла на вокзал.

Если в зал ожидания любой человек может войти беспрепятственно, то в соседнее помещение так просто не попасть. На входной двери установлен кодовый замок. Еще бы! Именно здесь, в кабинете дежурного, располагается «сердце» станции.

Азы профессии постигаю с помощью Николая Милейко, который профессию железнодорожника выбрал по примеру брата и вот уже 31 год трудится на станции «Зельва».

– Во время смены дежурный – единственный, кто распоряжается приемом и отправлением поездов, – объясняет Николай Юльянович. – Ему в оперативном порядке подчинены все работники, находящиеся на территории станции. Более того, дежурный несет личную ответственность за безопасность и своевременность пропуска поездов, в которых едут пассажиры и перевозятся грузы.

Нашу беседу пришлось прервать для того, чтобы объявить пассажирам о прибывающем поезде и выйти на перрон с тем самым сигнальным диском. Заняв место на посту безопасности, за 50-70 метров до приближающегося состава Николай Юльянович поднимает диск белого цвета – сигналы открыты. Машинист отвечает дежурному одним коротким гудком.

– Если дежурный сигнализирует красным цветом, значит – остановка, – разъясняет азбуку железной дороги Николай Милейко. – А машинист в ответ обязан дать три коротких гудка.

Но самая важная работа специалиста сосредоточена возле пульта: в кабинете дежурного по станции – бесчисленное множество светящихся кнопок, схем, телефонов… С ними мой новый знакомый управляется ловко, и на табло высвечивается весь маршрут, который пройдет поезд.

В ночную смену приходится тяжелее, признается Николай Милейко. Но всё же свою работу за три десятка лет на другую он не променял.

– На железной дороге «нелётной» погоды не бывает, – шутит, улыбаясь, дежурный. – Дождь, мороз, метель – поезда должны ходить по графику.

К билету прилагается улыбка

Место, где улыбка еще и напрямую связана с работой, – билетная касса.Четверть века кассиром билетным работает Алла Грасевич. В юности она решила связать свою судьбу с железной дорогой, потому что прониклась уважением к людям в форме железнодорожника.

Профессиональную карьеру начинала 19-летней девушкой на станции «Минск-Пассажирский». Вспоминает, как пришла работать ещё юной и неопытной. Но нашлись хорошие наставники. А сейчас и самой приходится учить молодых.

В преддверии Дня железнодорожника кассир удостоена нагрудного знака «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» ІІ степени. Секрет ее успешной работы в том, что профессия нравится.
Алла Алексеевна на своем рабочем месте – не просто приятный собеседник для пассажиров. Она профессионал своего дела.

– Добрый день. Вам, как всегда, до Гродно?.. Ваш билет, пожалуйста, – кассир протягивает девушке проездной документ, к которому обязательно прилагается улыбка.

Уверена, что пассажиры станции «Зельва» даже через стекло кассы чувствуют исходящие от Аллы Алексеевны позитив и понимание. Вот и я, наблюдая за женщиной пришла к выводу, что работа кассира – это своеобразная дипломатия: понять, что хочет человек, дать дельный совет, предложить варианты…

– Люди приходят к нам со своими заботами, нередко взволнованные, переживая, получится ли вовремя и удобно отправиться в путь: мы ведь продаем билеты и на поезда межрегиональных линий, – рассказывает собеседница. – Конечно, не всегда всё получается, как хотелось бы клиенту, но мы стараемся, чтобы никто не ушел расстроенным. Поверьте, каждому кассиру в любой железнодорожной кассе хочется, чтобы пассажир уехал на самом удобном месте в поезде.

За время работы Аллы Грасевич неоднократно происходили усовершенствования системы автоматизированной продажи билетов «Экспресс», что требовало дополнительного обучения. И пословице «век живи – век учись» кассир следовала с огромным желанием, повышая квалификацию.

В семье Аллы Алексеевны также есть железнодорожники. Сын Дмитрий работает начальником участка Волковысской дистанции пути. В этой же отрасли трудятся невестка и сватья. Радует женщину 7-летний внук Костик. Мальчик очень любит железную дорогу, поезда и мечтает стать «железным дорожником». Семейный подряд получается.

«Железная» верность профессии

Впрочем, особое притяжение железной дороги действует не только на потомственных железнодорожников, в семьях которых для нового поколения не существует вопросов «кем быть?», «куда пойти учиться?». Приёмосдатчик груза и багажа Василий Касперчик выбрал профессию железнодорожника за ее стабильность.

– Железная дорога – это не место работы, это стиль жизни, – размышляет Василий Васильевич. – Невозможно ее поделить на плюсы и минусы. У магистрали есть особая, притягательная сила. Редко бывает, чтобы человек, который на ней трудится, разлюбил свою работу.

Кстати, и мужчина в профессии не новичок.

– Когда вы поняли, что железная дорога – главное дело вашей жизни? – интересуюсь у собеседника.

– В молодости, конечно, такие вопросы себе не задаешь. Я это понял только сейчас, когда более двух десятилетий неразлучен с «железкой».

Работа у приёмосдатчика кропотливая и ответственная: приемка и отправка груза, оформление документов на погрузку и выгрузку вагонов. Но, как рассказала начальница станции, Василий Васильевич никогда не ограничивается служебными обязанностями. Как настоящий хозяин, много делает для поддержания порядка на территории, решает другие хозяйственные вопросы.

На верном пути

Круглые сутки без выходных работает станция «Зельва». Такой режим удается обеспечивать небольшому коллективу из 12 человек.

Бывая на станции, которую уже 5 лет возглавляет энергичный и деловой руководитель Елена Семашко, невольно обращаешь внимание на изменения, произошедшие здесь в последние годы. Вокзал и перрон похорошели, стали более удобными и привлекательными для пассажиров.

Впечатляет капитальный ремонт фасада здания, зала ожидания и посадочной платформы, длина которой теперь составляет 199 метров. Преобразилась и прилегающая территория. Железнодорожники следят за порядком: облагораживают клумбы, высаживают цветы.

Елена Фёдоровна очень любит свой коллектив. Призналась, что ей нравится работать с молодыми. Грамотными, квалифицированными специалистами называет более опытных коллег Инну Лойко и Анну Попко.

Свой профессиональный праздник начальник станции «Зельва» встречает в особенно радостном настроении. За личный вклад в развитие железнодорожной отрасли руководство Белорусской железной дороги поощрило его Почетной грамотой.

Тереза КОВАЛЕВИЧ

Вам может быть интересно

Комментарии отключены