Время чудес

Обращали ли вы внимание, с каким нетерпением люди ждут нового года? С одной стороны, как будто жизнь идет своим чередом, отсчитывая года, и все наверняка знают, что ничего необычного не случится. Но с другой стороны, в людях просыпается надежда на лучшее, вера в чудо. Рассуждая об этом, мы предполагаем, что это лишь теплые воспоминания из далекого детства, глубоко вздыхаем и окунаемся в мир ностальгии. А между тем, для чуткого верующего сердца этот временной отрезок и есть время настоящих чудес Божиих, когда вокруг происходит то, что объяснить мы не можем. 

Например, удивительный праздник Рождества. Глубину этого события каждый человек вмещает в свое сердце настолько, насколько может позволить его духовное состояние. Праздновать стараются все, не зависимо от степени веры или уровня благочестия. Может быть от этого, будто ангелы спускаются на землю и весь мир наполняется радостью, любовью, добротой, отзывчивостью, милосердием – тем, чего так не хватает в обычные дни.

Следом за Рождеством наступает праздник Крещения Господня, неся за собой чудо, которое мы не только можем почувствовать сердцем, но и попробовать на вкус.

Согласно церковному календарю праздник на 19 января имеет два названия: Крещение Господне и Богоявление. Святитель Иоанн Златоуст, живший еще в IV веке, в своих поучениях на этот день говорит: «Почему Богоявлением называется не тот день, в который Христос родился, а тот, в который крестился? В этот день освятились воды. И каждый раз бывает явное чудо над освященной водой: она не повреждается в своем естестве с продолжением времени, но взятая в эти дни вода, в течение целого года, а часто в продолжении двух или даже трех лет, пребывает в своем неповрежденном цвете и равняется воде, только что почерпнутой из источников».

Понятие о святой воде встречается еще в Ветхом Завете, т.е. задолго до рождения Христа.

Но совсем другая вода текла в реке Иордан, где принял крещение тридцатилетний Иисус от пророка Иоанна Крестителя. Это событие было поистине чудесным: при Крещении Господнем на Иордане как бы повторилось чудо творения – «разверзлись небеса, нисшел Дух Божий, и послышался глас Отца Небесного «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». (Мф. 3,17).

Греховный разлад в человеке вносит разлад и в природу, в том числе и в воду, как одну из главных составляющих биологической жизни на Земле. Поэтому Церковь не довольствуется лишь тем фактом, что Христос однажды вошел в воды Иордана и освятил их, но совершает специальное богослужение освящения воды, в котором молится Христу сделать воду такой, какой она стала в Иордане в момент Крещения Иисуса Христа.

Благочестивые Христиане издревле старались всегда иметь святую воду для домашнего употребления. Святая вода гасит пламя страстей, укрепляет человека, исцеляет немощи. Кроме регулярного употребления внутрь ею можно окроплять вещи, квартиру, помещения в доме.

Испокон веков так повелось, что освящение домов крещенской водой совершает священнослужитель. В священнической практике эта традиция называется «Хождением с крестом по домам прихожан» и имеет несколько значений.

Во-первых, это окропление святой водой жилых помещений. Между прочим, эта традиция пришла к нам из глубокой древности. Еще во II–III веках по Рождеству Христову люди использовали святую воду для окропления вещей, домов, храмов. В древней Церкви существовала даже особая церковная должность кропильщика, которая поручалась священнослужителям, с которой соединялась обязанность стоять при дверях храма и окроплять входящих и выходящих. Со своей стороны могу лишь добавить отзывы и впечатления людей, которые каждый год с нетерпением и огромным благоговением, сохраняя эту традицию, принимают священника в свое жилище. Удивительное дело, но и сам ощущаешь, как после окропления дом наполняется свежестью, воздух становится чище и дышится намного легче.

Во-вторых, данная традиция способствует ознакомлению священника с приходом. И, как написано в «Настольной книге священнослужителя»,  «Вообще умный и ревностный священник не может не считать своим пастырским долгом воспользоваться этими посещениями своих прихожан в целях религиозно-нравственного их просвящения». Посещение домов священником дело добровольное и зависит от желания хозяев данного дома. Однако, хочу заметить, что далеко не все принимают гостя в свой дом с радушием. Вспоминаются слова старца Симеона: «Добрый человек всех людей видит добрыми, а злой и лукавый не только криво, но и прямо ходящих подозревает, укоряет, злословит и осуждает. Осуждаем мы ближних наших оттого, что не стараемся познать самих себя». Подумайте над этим.

 

Возможно, каким-то Промыслом Божиим мы начинаем новый год с праздников, полных необъяснимых чудес. Без чудес жить невозможно, потому что по своей сущности чудо это и есть вера, любовь и надежда человека. Не ждите скорбей, чтоб испытать этот дар Божий.<!—[if supportFields]>tc "Время чудес"<!—[if supportFields]>

Вам может быть интересно

Leave A Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.