Виктор Кизик: «Регулирование потока больных для нас не менее важно, чем для пациентов»

8237

Проходя по коридору районной поликлиники, услышала, как один из раздосадованных пациентов сетовал на правила приема больных, мол, уже более получаса не может попасть к врачу. Оно понятно: когда стоишь в очереди, и 5 минут кажутся в тягость. Поэтому возникло желание разобраться, насколько обоснованы жалобы пациентов на режим приема больных в районной поликлинике и может ли каждый из нас, пациентов, внести в эту систему свою лепту, чтобы механизм мог работать без перегрузок. Для этого, естественно, пришлось взять талон на прием к врачу.
Кстати, о талонах. Приходить лично за талоном в нашу районную поликлинику не обязательно – можно заказать его в регистратуре по телефону. Этой возможностью я и воспользовалась. Повезло: в графике нужного мне специалиста после обеда оказалось свободное окно. Так что в 14.25 я уже рассказывала доктору «что, где и как болит». Случай мой оказался несложным, поэтому в отведенный для первичного приема норматив времени – 12 минут – мы уложились. Правда, в ходе осмотра выяснилось, что мне еще нужно сделать флюорографию и получить консультацию двух узких специалистов. Очередей в нужных мне кабинетах тоже не было. Не составило труда подсчитать: в поликлинике в послеобеденное время на приеме было всего 8 пациентов – ни тебе долгого сидения под дверью, ни, естественно, потраченных нервов.
– Очереди у нас обычно образовываются в первой половине дня по понедельникам, – комментирует ситуацию медицинская сестра регистратуры Елена Свистун. – За выходные люди «накапливают» жалобы и в первый день недели приходят с ними к доктору. Также поток пациентов в некоторой степени зависит от графика курсирования общественного транспорта. А еще не редкость ситуации, когда на прием люди приходят, не придерживаясь указанного в талоне времени.

8238
Получается, если мы, пациенты, будем принимать к сведению все эти обстоятельства, с нашей же помощью сдвинуть ситуацию с мертвой точки удастся. Ведь что мешает человеку, особенно проживающему в райцентре, заказать талон на послеобеденные часы или прийти на прием к врачу в назначенное время?!
– Регулирование потока больных для нас не менее важно, чем для наших пациентов, – отмечает заведующий поликлиникой Виктор Кизик. – Поэтому и стараемся наладить наиболее оптимальную маршрутизацию пациентов.
Практика показывает, что чаще всего очереди скапливаются на прием к узким специалистам. Теперь к кардиологу и неврологу, поскольку они ведут консультативный прием, попасть можно только после направления терапевта. Именно он определяет, чья консультация нужна больному, и назначает предварительные исследования. Зерно истины в этом есть.
– Раньше как было? – вспоминает Виктор Викторович. – Человек плохо спит – и тут же записывается к неврологу, хотя это может быть чисто терапевтическая проблема.
Была свидетелем ситуации, когда пациенты, ожидающие приема к врачу-окулисту, бурно обсуждали, как будут заходить – по талонам или по живой очереди. Ведь всегда найдутся люди, которые имеют право на внеочередное обслуживание (категории пациентов, имеющих такое право, устанавливаются законами, территориальными программами оказания медицинской помощи и руководством лечебного учреждения в рамках, не противоречащих законодательству). На шум за дверью вышла медицинская сестра кабинета, и ситуация разрешилась.
В спорных ситуациях так и должно быть, поясняет заведующий поликлиникой. Формирование очередности – задача медицинской сестры кабинета. Человек, имеющий на это право, пойдет к врачу первым. Пациенты с талонами должны той же медсестрой вызываться по времени. Что касается профосмотров и водительской комиссии – прием ведется в порядке живой очереди.
По словам Виктора Кизика, зельвенцев в ближайшее время ждет нововведение: в графике работы врачей планируется выделить специальное время для приема пациентов, которые находятся «на больничном», – это будет последний час приема в первую смену и первый – во вторую.
Но согласитесь, в любой сфере, тем более здравоохранении, ситуации могут возникать и неординарные. Скажем, в поликлинику обратился пациент с острой болью или температурой. А талонов нет. Как быть? На этот случай установлены отдельные правила.
Организовать внеочередное оказание помощи такому пациенту – обязанность работников регистратуры. Для начала пациента отправят в кабинет профилактики (№26). Фельдшер Надежда Кандиранда выслушает пациента, примет решение о необходимости срочного направления к врачу, а также проведет необходимую антропометрию (измерение массы тела, роста и т.д.), измерит давление, температуру, если требуется, выпишет направление на лабораторные исследования.
Еще одно ноу-хау, которое помогает разгрузить работу врачей амбулаторно-поликлинической службы, – помощник врача. Такой специалист с этого года появился и в нашей поликлинике (кабинет №1). Прием здесь ведет Юлия Голумбиевская. В ее обязанности входит первичный прием пациентов, проведение необходимых исследований, выдача направлений (включая направление на ЭКГ), а также выписка рецептов. Если человеку нужна неотложная медицинская помощь, в кабинет приглашается врач-специалист соответствующего профиля. Кроме того в поликлинике организовано дежурство административного персонала. Так что, если в экстренных случаях нужного врача не окажется на приеме, его вызовет дежурный, даже если доктор будет дома.
По наблюдениям Виктора Викторовича, есть две категории пациентов: одни обращаются на прием, как только что-нибудь кольнуло, другие даже банальную диспансеризацию игнорируют. А ведь немногие знают, что от нее могут получить двойную выгоду. Во-первых, проходя диспансеризацию, можно своевременно узнать, что со здоровьем что-то не так еще до того, как проявятся первые симптомы заболевания. Во-вторых, все данные обследований заносятся в медицинскую карту и действительны в течение года. Поэтому в случае необходимости можно сделать выписку, на которую уйдет несколько минут, вместо многочасовых хождений по кабинетам врачей.
Районная поликлиника рассчитана на обслуживание 297 человек в смену, реально же принимает в среднем 482. Поэтому фраза «кадры решают все» в отношении районной системы здравоохранения как нельзя актуальна. Кстати, ту же проблему очередей в поликлинике надеются решить с помощью кадрового вопроса. Планируется, что в скором времени в район приедет около 10 молодых специалистов-медиков.
Окажутся ли эффективными меры, принимаемые руководством поликлиники, покажет время. А я от себя хочу пожелать зельвенцам уважать труд медиков, ценить их и свое время и, конечно, быть здоровыми.
Тереза КОВАЛЕВИЧ.

Вам может быть интересно

Leave A Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.