Уведомительный принцип открытия, отчет о доле в товарообороте: что еще изменится в Законе «О госрегулировании торговли и общественного питания»

С июля вступят в силу изменения в Закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания». Сферы эти, несмотря на пандемию, развиваются довольно активно: открываются новые магазины, пиццерии, кофейни. Бизнес идет вслед за спросом, иногда старается сработать на опережение. Чтобы ему приходилось меньше отвлекаться на лишние нюансы, быть уверенным в своих партнерах и конкурировать, имея на руках все карты, приняты поправки. Кроме того, плюсы от документа должны ощутить и покупатели. Неспроста при подготовке закона изучался опыт регулирования торговли почти в трех десятках стран. Какие изменения предвидятся, разбиралась корреспондент «Р». 

Картинки по запросу "торговля и общественное питание"

Ни шагу за порог

Одна из самых обсуждаемых норм касается порогового значения доли торговой сети в товарообороте административной территории — района или города. Было — и осталось — 20 процентов. Достигнув этой отметки, ритейлер не вправе расширять свою торговую площадь. Буквально недавно, в середине декабря, до второго чтения проекта изменений, поднимался вопрос об увеличении планки до 25 процентов. Но достигнутый ранее баланс интересов крупного и более мелкого бизнеса решили не нарушать. 

К тому же есть еще Указ № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания». Этот документ разрешает при превышении планки открывать магазины на селе и в малых городах. Список населенных пунктов утверждают областные Советы депутатов. Сейчас в него включено почти 90 процентов деревень, малых городов и участков вне поселений. 

Примечательно, что сетевики, занимающиеся продовольствием, впредь будут сами высчитывать свою долю в товарообороте Минска, областных центров, районов, если там расположены их объекты. Данные для расчета будут брать из сведений Белстата за предыдущий финансовый год. Планируемую дату опубликования такой информации сообщают в начале года. Так что желающие узнать цифры не пропустят. В помощь для расчета методика, утвержденная Совмином под номером 1227. Ничего сложного нет, уверяют в МАРТ. Так что о перекосах в статистике волноваться не стоит. 

Кстати, за умышленный или «нечаянно» неправильный расчет доли ответственность для ритейлеров не предусмотрена. Впрочем, есть другие последствия для невнимательных, обращает внимание начальник отдела методологии управления организации торговли и общественного питания МАРТ Ирина Шпак:

— Если во время контроля за соблюдением требований законодательства будет установлен факт совершения сделки, в том числе в результате «нечаянно» неправильного расчета, по расширению торговых площадей для розничной торговли продтоварами, где доля сетевика превысила допустимый порог, такая сделка будет являться ничтожной.

Договоры «полегчают»

Следующие нормы пришли из жизни. Обновленный закон вносит изменения во взаимоотношения поставщиков и розницы, а также общепита. Поправки эти, к слову, — часть антимонопольного законодательства. В закон они внесены для того, чтобы условия заключения договоров о поставке продовольствия стали еще прозрачнее, а взаимодействие между всеми участниками процесса — еще эффективнее. Плюс появляются дополнительные условия для развития конкуренции, отмечает Ирина Шпак.

О чем речь? Крупные сетевики (речь о годовом обороте в 80 000 базовых величин и более), занимающиеся торговлей и общественным питанием, обязаны обеспечить поставщику продтоваров доступ к информации об условиях выбора контрагента. А также другим сведениям, необходимым для заключения договора. Сделать это надо на своих сайтах. Если оборот компании меньше, данные потенциальному партнеру нужно доводить любым удобным способом в течение двух недель и бесплатно. Представители потребкооперации вправе размещать сведения на сайтах областных объединений или на республиканской страничке. 

Сетевые магазины все больше набирают рыночную силу.

Схожая норма работает и в отношении крупного поставщика товаров, чей объем поставок на внутренний рынок превышает 80 000 базовых величин в год. В онлайн-информации стоит указать перечень групп товаров, сроки и условия поставки, порядок расчетов. Поставщик поменьше должен оперативно рассказать о своих принципах работы удобным способом. Условия работы должны быть одинаковы для всех, настаивают в МАРТ.

Кроме того, в договоры запрещается вносить условия о плате за право поставок товаров или изменение ассортимента, об ответственности за поставку конкуренту продукции на более выгодных условиях. Нельзя прописывать обязательства поставщика возмещать убытки из-за повреждения продуктов во время нахождения в сети или на складе ресторана. А еще — устанавливать вознаграждения за разгрузку транспорта, приемку товара, фасовку, выкладку на полки — все, что связано с торгово-технологическим процессом. А также запрещается понуждать к заключению договоров, направленных на продвижение товаров. Все маркетинговые ходы можно прописать только в дополнительных договорах, не связанных с поставкой. Но это уже на усмотрение сторон. Кроме того, законодательно прописаны сроки оплаты за поставленные товары. А то ведь порой в допсоглашениях то и дело ритейлеры норовили отсрочить момент расчета. А это уже влияло на финансовую стабильность производителей и поставщиков. 

К слову, производители и поставщики в кулуарах не раз жаловались на непростые условия работы с сетевиками. Вслух о таких вещах предпочитают не распространяться, мол, как бы не остаться без большого канала сбыта. Да и подтвердить непорядок документально достаточно сложно. К тому же рассмотрение дел требует времени, а время, как известно, измеряется деньгами. Они играют не последнюю роль при принятии решения о разглашении обиды. А сетевики пока отвоевывают все большую долю рынка. Если в 2015 году топ-10 в продтоварах занимали около 35 процентов рынка, то в 2019-м  — уже 45 процентов. Очевидно: имея растущую рыночную силу, они могут навязывать свои условия поставщикам. Дополнительные требования порой существенно влияют на формирование отпускных цен. Ведь туда приходится включать затраты, например, на оказание маркетинговых услуг. В итоге все это сказывается на кошельке покупателя. Впрочем, спешить с выводами в МАРТ не торопятся: 

— Эффективность этих норм можно будет оценить во время применения закона. 

Сообщи, как откроешься

Торговые объекты и заведения общепита, торговые центры, рынки, интернет-магазины, работающие без стационарных точек, через полгода перейдут на новый уведомительный принцип открытия дела. Сейчас нужно накануне подать сведения в Торговый реестр. А согласно новым изменениям — в течение пяти дней после начала работы, чтобы не отвлекаться от подготовки к запуску. Кроме того, все перечисленные объекты смогут самостоятельно определять режим работы. За исключением работы в ночное время — после 23:00 и до 7:00. Таким объектам, а также магазинам беспошлинной торговли на границах надо будет согласовывать режим работы. 

Нововведение для общепита — подразделение на типы и классы отменяется. Как и ассортиментные перечни. Все отдано на откуп владельцам, которых держат в заданной планке рынок и клиентоориентированность. 

Правила размещения нестационарных и передвижных торговых объектов и таких же объектов общепита, летних площадок будут едиными. С одной оговоркой: это касается мест на землях общего пользования. Состав включаемых в перечни требований позже определит Совмин. Затем гор- и райисполкомы, администрации районов Минска сформируют свои списки и вывесят на сайтах. 

— Для сохранения единого архитектурного облика существующей застройки на местах при необходимости смогут установить требования к внешнему виду и размеру объектов, типам транспорта в случае передвижной торговли и общепита, — подчеркивает Ирина Шпак. 

«СБ»

Вам может быть интересно

Комментарии отключены