Педагагічнае майстэрства
Потомственный историк
Лилия СИДОРКО – потомственный учитель: мама и дядя тоже были педагогами. В СШ №3 она преподает с первого дня, как только открылось учебное заведение. До этого успела побывать заместителем директора школы в Словатичах, работником райкома комсомола. – В детстве мне повезло с учителем истории, – рассказывает Лилия Борисовна. – Вот и для меня важно, чтобы ученики про меня тоже так говорили. Всегда буду благодарна своим педагогам. Они мне дали такой багаж знаний, с которым в Гродненском вузе я чувствовала себя уверенно. И поступила без проблем, хотя на мою, в то время престижную, специальность «Учитель истории, обществоведения и методист воспитательной работы» семь человек претендовали на место. Учитель говорит, что ей нравится общаться с детьми, рассказывать то, что знает сама. Главное – найти верную форму подачи материала. – Я очень увлекаюсь историей и считаю, что она как никакой другой предмет формирует личность, – рассуждает Лилия Сидорко. – История учит размышлять, мыслить. Каждый урок для ребенка должен быть битвой за знания, а учитель – полководцем, который ведет вперед. В копилке Лилии Борисовны множество наград. Она – победитель различных патриотических краеведческих акций и конкурсов областного и республиканского уровней. Но своей главной заслугой Лилия Сидорко считает создание в школе историко-краеведческого музея «Светоч». Сейчас активно работает над присвоением ему звания «народный». Говорит, что уже может спать со спокойной душой – школьных экскурсоводов подготовила хороших. Кстати, в прошлом году учащиеся под руководством педагога стали победителями областного и республиканского конкурсов «Музей в чемодане».
Три страсти филолога
О том, что будет преподавать, Наталья СТУПЧИК, учитель белорусского языка и литературы СШ №2, знала всегда. В детстве она частенько играла с подругами «в школу». Спустя годы интерес перерос в профессию, а профессия – в смысл жизни. Закончив 9-й класс, Наташа, не раздумывая, поступила в Волковысское педучилище и выпустилась из него с красным дипломом в 1998 году. Сегодня Наталья Фёдоровна – учитель I категории «с претензией» на высшую. Она с улыбкой вспоминает первые годы работы: – Когда я только пришла в школу, мне хотелось, чтобы все мои ученики были отличниками. Теперь мне кажется, что они должны быть просто хорошими людьми. В своём деле Наталья Фёдоровна, безусловно, ас, ведь филология – её первая страсть. Есть и вторая – музыка. Со школьных лет и по сей день пение приносит женщине удовольствие. Она с радостью участвует в конкурсах творческого мастерства и неизменно занимает призовые места. Впрочем, большое количество наград разного уровня Наталья Ступчик получает ещё и в области краеведения. Это третья страсть филолога. Она появилась в 2007 году, когда Наталья Фёдоровна взялась руководить школьным музеем. Закончив курсы экскурсоводов, краевед стала лицензированным гидом и преподавателем кружка «Юный экскурсовод», действующего при ЦТиК. Наталья Ступчик характеризует себя словом «перфекционистка». Любую работу она привыкла делать безупречно. Своим ученикам педагог пытается привить принцип: берись за то, что тебе по силам. И всегда обдуманно. Именно с детального планирования начинаются все замыслы Натальи Фёдоровны. Как эта женщина всё успевает? На такой вопрос Наталья Фёдоровна отвечает мудро: «Никуда не опаздывает тот, кто никуда не спешит». Активистам она советует расписывать задачи на день. Так проще справляться с авралами. Своими главными достижениями Наталья Ступчик считает третье место в конкурсе классных руководителей на втором году работы, Диплом управления образования Гродненского облисполкома за качественное предоставление опыта на выставке научно-методической литературы и педагогического опыта, где она выступала от лица учителя, и победу в аналогичном республиканском конкурсе, но уже в качестве педагога дополнительного образования. А ещё… воспитанный ею 11-й класс. Своих ребят классному руководителю отпускать боязно – привыкла жить их заботами и интересами, быть, как говорится, «в теме». Но в одном Наталья Фёдоровна уверена – она смогла показать им, как и к чему нужно стремиться.
Образование с приставкой эко-
Педагогическая деятельность Валентины Захарко, учителя географии Теглевичского д/с-СШ, началась символично – 1 сентября. 1982 года. В Золотеево. Старшей пионервожатой. Ровно через год в тот же день и в той же должности она перешла на работу в школу д. Монтяки. История повторилась через три года уже в Теглевичах. Учителем географии Валентина Андреевна стала в 1993 году (спустя 3 года после окончания Белорусского государственного университета имени Ленина), хотя предмет преподавала уже с 1986 года. О профессионализме Валентины Захарко свидетельствует присвоенная ей более 10 лет назад высшая категория и статус «учитель-мастер». А также призовое место в конкурсе профессионального мастерства «Хрустальный журавлик» (2000 г.) и членство в одноименном клубе. Мы же поговорим о другом – возглавляемом ею проекте «зелёная школа». Географ не может не увлекаться экологией. В 2010 году Валентина Андреевна приняла участие в республиканском семинаре программы «Зелёные школы», поддерживаемой совместным проектом Европейского союза и ПРООН. И вступила на стезю экологического образования учащихся и местного населения. Новым грин-движением была охвачена вся школа от начальных до выпускных классов. В творческую группу учителей, без помощи которых было не обойтись, вошли Людмила Игнатюк, Валентина Ивашко, Татьяна Рудь, Людмила Сорока и др. Задания программы (конечно, те, что были по силам) выполнялись с энтузиазмом. Участники проекта ратовали за охрану природы, сбережение воды, электро- и теплоэнергии, личным примером показывали, как правильно обращаться с отходами, исследовали биоразнообразие на территории школы и колодцы д. Теглевичи. Всего было выполнено 15 заданий по пяти направлениям. Отчёты отправляли в сроки. И вот в июне этого года школе вручили Диплом III степени и присвоили статус «зелёная школа». Так что благодаря Валентине Захарко теглевичские школьники получают модное нынче образование с приставкой эко-.
Хочешь научить других – умей сам
Такого принципа придерживается учитель географии СШ №3 г.п.Зельва Татьяна Бруй. – Какой вы учитель: строгий, требовательный, справедливый, терпеливый? – интересуемся у Татьяны Степановны. – И строгий, и требовательный, и справедливый, и терпеливый, – последовал ответ. – У меня никогда не было конфликтов с учениками. С оценками, которые я выставляю, они согласны, потому что каждый понимает, почему именно такую отметку получил. Знаете, дорогого стоит, когда мои первые выпускники иногда приезжают ко мне, чтобы просто встретиться, пообщаться, рассказать о себе. Несмотря на то, что прошло столько лет, помню каждого своего ученика, каждый свой выпуск … А лет прошло действительно немало – больше 20-ти. В то время СШ №3 только построили. И вот она, еще совсем молоденькая, после геофака БГУ пришла преподавать в новенькую школу. Но уже тогда, еще толком не зная нюансов педагогической кухни, Татьяна Степановна умело находила ключик к каждому ребенку. – Это все потому, что я очень люблю свою работу, – признается педагог. – Школа – своеобразная лаборатория, в которой создается будущее. И то, каким оно будет, в большей степени зависит от нас, педагогов. В наше время только нестандартно мыслящий человек может достичь успеха. Поэтому все свои усилия я направляю на развитие интеллектуальных и творческих способностей ребят. Каким образом это возможно сделать на уроках географии? Безусловно, одних занятий здесь недостаточно. Нужно стать другом для детей, быть с ними, как они говорят, на одной волне. В продолжение темы – маленькая история. В прошлом году ученик Татьяны Бруй Максим Макей заинтересовался экологией микрорайона «Северный». Учитель предложила свою помощь. Целый год исследователи собирали материал, анализировали пробы снега, почвы и растений. В итоге – получилась отличная научная работа, за которую Максим получил Диплом II степени на республиканской научно-практической конференции.
Без вдохновения работать невозможно
После окончания учебы в Гродненском государственном университете им. Янки Купалы по специальности «Биология и экология» в 2001 году Светлана ВОЙТКО была направлена на работу в СШ №1 г.п. Зельва (нынешняя гимназия). Где и трудится по сей день. Школьная жизнь учителя и ее учеников богатая и насыщенная: конкурсы, олимпиады, научные исследования. Ежегодно при помощи и поддержке Светланы Николаевны ребята занимают призовые места в олимпиадах, на конференциях районного и областного уровней. – У моей профессии нет стандарта, – рассказывает Светлана Николаевна. – Тщательно готовлюсь к каждому занятию, ведь уроки у разных классов отличаются друг от друга. Я являюсь классным руководителем. У меня 8 класс. Всех ребят очень люблю. Каждый из них – индивидуальность. Часто сыновья Светланы Николаевны спрашивают, почему она столько времени проводит за учебниками. Мол, и так всё знает. Не догадываются о том, что работа учителя требует огромной самоподготовки. Педагог учится и совершенствуется вместе со своими учениками. Ведь в мире быстрого развития информационных технологий современному преподавателю нужно постоянно улучшать методику проведения занятий. Учебные презентации, фильмы, флеш-анимации – все это дети с увлечением смотрят на уроках. Светлана Николаевна всегда находит минутку для любимого хобби – чтения книг: они помогают расслабиться, окунуться в вымышленные автором миры. Из них можно черпать вдохновение. А, по словам педагога, без него работать учителем долгое время невозможно.
Материалы подготовили Ирина МИКЛАШЕВИЧ, Алеся ШУМОВИЧ, Наталия МАТЮК, Евгения БЕЛОУСОВА.