Педагагічнае майстэрства

Потомственный историк

1345

Лилия СИДОРКО – потомственный учитель: мама и дядя тоже были педагогами. В СШ №3 она преподает с первого дня, как только открылось учебное заведение. До этого успела побывать заместителем директора школы в Словатичах, работником райкома комсомола. – В детстве мне повезло с учителем истории, – рассказывает Лилия Борисовна. – Вот и для меня важно, чтобы ученики про меня тоже так говорили. Всегда буду благодарна своим педагогам. Они мне дали такой багаж знаний, с которым в Гродненском вузе я чувствовала себя уверенно. И поступила без проблем, хотя на мою, в то время престижную, специальность «Учитель истории, обществоведения и методист воспитательной работы» семь человек претендовали на место. Учитель говорит, что ей нравится общаться с детьми, рассказывать то, что знает сама. Главное – найти верную форму подачи материала. – Я очень увлекаюсь историей и считаю, что она как никакой другой предмет формирует личность, – рассуждает Лилия Сидорко. – История учит размышлять, мыслить. Каждый урок для ребенка должен быть битвой за знания, а учитель – полководцем, который ведет вперед. В копилке Лилии Борисовны множество наград. Она – победитель различных патриотических краеведческих акций и конкурсов областного и республиканского уровней. Но своей главной заслугой Лилия Сидорко считает создание в школе историко-краеведческого музея «Светоч». Сейчас активно работает над присвоением ему звания «народный». Говорит, что уже может спать со спокойной душой – школьных экскурсоводов подготовила хороших. Кстати, в прошлом году учащиеся под руководством педагога стали победителями областного и республиканского конкурсов «Музей в чемодане».

Три страсти филолога

1343

О том, что будет преподавать, Наталья СТУПЧИК, учитель белорусского языка и литературы СШ №2, знала всегда. В детстве она частенько играла с подругами «в школу». Спустя годы интерес перерос в профессию, а профессия – в смысл жизни. Закончив 9-й класс, Наташа, не раздумывая, поступила в Волковысское педучилище и выпустилась из него с красным дипломом в 1998 году. Сегодня Наталья Фёдоровна – учитель I категории «с претензией» на высшую. Она с улыбкой вспоминает первые годы работы: – Когда я только пришла в школу, мне хотелось, чтобы все мои ученики были отличниками. Теперь мне кажется, что они должны быть просто хорошими людьми. В своём деле Наталья Фёдоровна, безусловно, ас, ведь филология – её первая страсть. Есть и вторая – музыка. Со школьных лет и по сей день пение приносит женщине удовольствие. Она с радостью участвует в конкурсах творческого мастерства и неизменно занимает призовые места. Впрочем, большое количество наград разного уровня Наталья Ступчик получает ещё и в области краеведения. Это третья страсть филолога. Она появилась в 2007 году, когда Наталья Фёдоровна взялась руководить школьным музеем. Закончив курсы экскурсоводов, краевед стала лицензированным гидом и преподавателем кружка «Юный экскурсовод», действующего при ЦТиК. Наталья Ступчик характеризует себя словом «перфекционистка». Любую работу она привыкла делать безупречно. Своим ученикам педагог пытается привить принцип: берись за то, что тебе по силам. И всегда обдуманно. Именно с детального планирования начинаются все замыслы Натальи Фёдоровны. Как эта женщина всё успевает? На такой вопрос Наталья Фёдоровна отвечает мудро: «Никуда не опаздывает тот, кто никуда не спешит». Активистам она советует расписывать задачи на день. Так проще справляться с авралами. Своими главными достижениями Наталья Ступчик считает третье место в конкурсе классных руководителей на втором году работы, Диплом управления образования Гродненского облисполкома за качественное предоставление опыта на выставке научно-методической литературы и педагогического опыта, где она выступала от лица учителя, и победу в аналогичном республиканском конкурсе, но уже в качестве педагога дополнительного образования. А ещё… воспитанный ею 11-й класс. Своих ребят классному руководителю отпускать боязно – привыкла жить их заботами и интересами, быть, как говорится, «в теме». Но в одном Наталья Фёдоровна уверена – она смогла показать им, как и к чему нужно стремиться.

Образование с приставкой эко-

1342

Педагогическая деятельность Валентины Захарко, учителя географии Теглевичского д/с-СШ, началась символично – 1 сентября. 1982 года. В Золотеево. Старшей пионервожатой. Ровно через год в тот же день и в той же должности она перешла на работу в школу д. Монтяки. История повторилась через три года уже в Теглевичах. Учителем географии Валентина Андреевна стала в 1993 году (спустя 3 года после окончания Белорусского государственного университета имени Ленина), хотя предмет преподавала уже с 1986 года. О профессионализме Валентины Захарко свидетельствует присвоенная ей более 10 лет назад высшая категория и статус «учитель-мастер». А также призовое место в конкурсе профессионального мастерства «Хрустальный журавлик» (2000 г.) и членство в одноименном клубе. Мы же поговорим о другом – возглавляемом ею проекте «зелёная школа». Географ не может не увлекаться экологией. В 2010 году Валентина Андреевна приняла участие в республиканском семинаре программы «Зелёные школы», поддерживаемой совместным проектом Европейского союза и ПРООН. И вступила на стезю экологического образования учащихся и местного населения. Новым грин-движением была охвачена вся школа от начальных до выпускных классов. В творческую группу учителей, без помощи которых было не обойтись, вошли Людмила Игнатюк, Валентина Ивашко, Татьяна Рудь, Людмила Сорока и др. Задания программы (конечно, те, что были по силам) выполнялись с энтузиазмом. Участники проекта ратовали за охрану природы, сбережение воды, электро- и теплоэнергии, личным примером показывали, как правильно обращаться с отходами, исследовали биоразнообразие на территории школы и колодцы д. Теглевичи. Всего было выполнено 15 заданий по пяти направлениям. Отчёты отправляли в сроки. И вот в июне этого года школе вручили Диплом III степени и присвоили статус «зелёная школа». Так что благодаря Валентине Захарко теглевичские школьники получают модное нынче образование с приставкой эко-.

Хочешь научить других – умей сам

1341

Такого принципа придерживается учитель географии СШ №3 г.п.Зельва Татьяна Бруй. – Какой вы учитель: строгий, требовательный, справедливый, терпеливый? – интересуемся у Татьяны Степановны. – И строгий, и требовательный, и справедливый, и терпеливый, – последовал ответ. – У меня никогда не было конфликтов с учениками. С оценками, которые я выставляю, они согласны, потому что каждый понимает, почему именно такую отметку получил. Знаете, дорогого стоит, когда мои первые выпускники иногда приезжают ко мне, чтобы просто встретиться, пообщаться, рассказать о себе. Несмотря на то, что прошло столько лет, помню каждого своего ученика, каждый свой выпуск … А лет прошло действительно немало – больше 20-ти. В то время СШ №3 только построили. И вот она, еще совсем молоденькая, после геофака БГУ пришла преподавать в новенькую школу. Но уже тогда, еще толком не зная нюансов педагогической кухни, Татьяна Степановна умело находила ключик к каждому ребенку. – Это все потому, что я очень люблю свою работу, – признается педагог. – Школа – своеобразная лаборатория, в которой создается будущее. И то, каким оно будет, в большей степени зависит от нас, педагогов. В наше время только нестандартно мыслящий человек может достичь успеха. Поэтому все свои усилия я направляю на развитие интеллектуальных и творческих способностей ребят. Каким образом это возможно сделать на уроках географии? Безусловно, одних занятий здесь недостаточно. Нужно стать другом для детей, быть с ними, как они говорят, на одной волне. В продолжение темы – маленькая история. В прошлом году ученик Татьяны Бруй Максим Макей заинтересовался экологией микрорайона «Северный». Учитель предложила свою помощь. Целый год исследователи собирали материал, анализировали пробы снега, почвы и растений. В итоге – получилась отличная научная работа, за которую Максим получил Диплом II степени на республиканской научно-практической конференции.

Без вдохновения работать невозможно

1344

После окончания учебы в Гродненском государственном университете им. Янки Купалы по специальности «Биология и экология» в 2001 году Светлана ВОЙТКО была направлена на работу в СШ №1 г.п. Зельва (нынешняя гимназия). Где и трудится по сей день. Школьная жизнь учителя и ее учеников богатая и насыщенная: конкурсы, олимпиады, научные исследования. Ежегодно при помощи и поддержке Светланы Николаевны ребята занимают призовые места в олимпиадах, на конференциях районного и областного уровней. – У моей профессии нет стандарта, – рассказывает Светлана Николаевна. – Тщательно готовлюсь к каждому занятию, ведь уроки у разных классов отличаются друг от друга. Я являюсь классным руководителем. У меня 8 класс. Всех ребят очень люблю. Каждый из них – индивидуальность. Часто сыновья Светланы Николаевны спрашивают, почему она столько времени проводит за учебниками. Мол, и так всё знает. Не догадываются о том, что работа учителя требует огромной самоподготовки. Педагог учится и совершенствуется вместе со своими учениками. Ведь в мире быстрого развития информационных технологий современному преподавателю нужно постоянно улучшать методику проведения занятий. Учебные презентации, фильмы, флеш-анимации – все это дети с увлечением смотрят на уроках. Светлана Николаевна всегда находит минутку для любимого хобби – чтения книг: они помогают расслабиться, окунуться в вымышленные автором миры. Из них можно черпать вдохновение. А, по словам педагога, без него работать учителем долгое время невозможно.

Материалы подготовили Ирина МИКЛАШЕВИЧ, Алеся ШУМОВИЧ, Наталия МАТЮК, Евгения БЕЛОУСОВА.

Вам может быть интересно

Leave A Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.