Повышение эффективности госпредприятий и зарплаты бюджетников обсуждали на совещании у Александра Лукашенко

Пути повышения эффективности работы государственных предприятий и вопросы оплаты труда работников бюджетных организаций обсуждаются на совещании у Президента Беларуси Александра Лукашенко с руководством Совета Министров.

«В марте на отчете правительства я отмечал, что самая важная задача — обеспечить согласованность и последовательность действий. Прежде всего внутри правительства. Если на словах ратовать за создание комфортной бизнес-среды и декларировать повышение инвестиций в человеческий капитал, но намеренно прощать миллиарды рублей бесхозяйственности, то целей в этой пятилетке мы, наверное, не добьемся. Деньги нужно считать», — заявил глава государства.

Александр Лукашенко напомнил, что стратегические вопросы развития экономики Беларуси и проблемные вопросы были обсуждены в широком составе неделю назад. Вместе с тем постоянно возникают конкретные вопросы, которые необходимо оперативно рассматривать. «На такие совещания с правительством я выношу вопросы, которые нуждаются в дополнительной информации. Нормативные правовые акты, в которые оформлены эти вопросы, не простые. У меня есть ряд вопросов к ним», — пояснил Президент.

Он добавил, что совещания подобного формата с Администрацией Президента, правительством и Государственным секретариатом Совета безопасности проводятся регулярно по мере необходимости, чтобы все участники могли напрямую и без аппаратного фильтра доложить свою позицию главе государства. «Но я меньше всего хотел бы, чтобы такие совещания превращались в попытки что-то решить в обход уже устоявшихся, установленных правил. Систему ломать не следует», — предупредил белорусский лидер.

По его словам, одной из тем нынешнего совещания должны были стать очередные запросы о государственной поддержке на полмиллиарда рублей организациям, которые обслуживают АПК. «К сожалению, правительство намеренно обошло эту тему во время обсуждения проекта бюджета на предстоящий 2019 год. Если и появится необходимость кого-то поддержать, то в мае я установил четкий порядок. Сначала доложите, что сделано все возможное и невозможное: изыскали резервы, снизили все виды затрат, особенно непроизводственных, пофамильно установили, кто и как довел предприятие до такого состояния, что ему приходится с протянутой рукой ходить», — сказал глава государства.

Александр Лукашенко самым главным при решении вопроса о выделении подобной поддержки назвал наличие кадров, которые способны грамотно распорядиться соответствующими средствами. «Администрация Президента неоднократно доводила подобные критерии до правительства, и порядок должен быть незыблемым», — подчеркнул Президент.

От каждого докладчика он потребовал не просто проинформировать по своему вопросу, а прежде всего предложить решение системных проблем, из-за которых возникло текущее обсуждение.

Александр Лукашенко в частности отметил, что предлагается закрепить высших должностных лиц в качестве представителей государства в наблюдательных советах: «Премьер в своем письме, опираясь на личный опыт, доказывает: если выстроить систему управления, то это позволит предприятию вернуть вложенные в него средства».

«У чиновника и бизнесмена при этом два принципиально разных понимания функционирования предприятий. К тому же я сомневаюсь, что те, кто будет закреплен за этими предприятиями, будут хорошими помощниками руководителя. Если поглубже посмотреть, то это не просто помощники — это люди, которые будут как минимум участвовать в принятии решений, а то и принимать их. Давайте обсудим этот вопрос и примем решение», — сказал Президент.

Глава государства поставил конкретные вопросы по работе некоторых предприятий. В их числе дрожжевой комбинат в Слуцком районе. «С одной стороны, вы внесли проект исключительно технического решения об увеличении уставного фонда этого предприятия. А с другой, после изучения документов у меня возник вопрос: не попытка ли это уйти от решения проблемы. У предприятия рентабельность продаж минус 112%. Я не знаю, как с такими показателями можно вообще работать», — сказал Президент.

Он также коснулся перспектив ОАО «Сукно»: «Если только правительство видит решение этого вопроса в том, чтобы выделить из бюджета 92 млн евро… Послушаем, прорабатывались ли другие варианты. И единственный ли это путь для того, чтобы восстановить (некогда уровня Советского Союза) работу предприятия».

Александр Лукашенко попросил доложить и о ситуации в ОАО «Камволь» — как организована работа, что сделано или не сделано за последнее время.

Еще один вопрос, вынесенный на совещание, — оплата труда работников бюджетных организаций. «Правительство предлагает достаточно серьезные новшества. Повсеместно унифицировать, упорядочить‚ упростить. Любые изменения, которые принесут пользу, всегда будут поддержаны. Но надо помнить, что таких (работников бюджетной сферы. — Прим. БЕЛТА) у нас 850 тыс. белорусских граждан. И никто, кроме государства, о них не позаботится и не защитит», — заявил белорусский лидер.Обсуждается также проект указа «О государственном социальном страховании». Президент акцентировал внимание, что любые изменения в сфере социального обеспечения должны быть тщательно продуманы. «Но надо иметь в виду, что за шесть лет дефицит фонда социальной защиты населения вырос в 9 раз. И недостаток средств в фонде стабильно примерно 10%», — отметил Александр Лукашенко. 

Правительство Беларуси предлагает усилить роль государства как собственника в управлении предприятиями

Правительство Беларуси внесло на рассмотрение Президента предложения об усилении роли государства как собственника в управлении предприятиями. Об этом журналистам рассказал премьер-министр Сергей Румас. 

По словам премьер-министра, вопрос об управлении госпредприятиями вызвал наибольшую дискуссию на состоявшемся у Президента совещании с руководством Совета Министров. «При управлении крупными акционерными обществами с преобладающей долей государства есть хорошие примеры, когда сформированные на этих предприятиях советы директоров (наблюдательные советы) эффективно реализуют функции собственника. Вместе с тем есть и другие примеры, когда созданные органы управления работают формально. К сожалению, это приводит к неверным инвестиционным решениям, и финансовые результаты работы этих предприятий оставляют желать лучшего», — отметил Сергей Румас.

Он констатировал, что в среднем производительность труда на предприятиях с государственной собственностью ниже, чем на частных предприятиях или предприятиях с участием иностранного капитала. «В связи с этим правительство внесло на рассмотрение главы государства предложения об усилении роли государства как собственника в управлении этими предприятиями. В первую очередь это касается органов управления — наблюдательных советов или советов директоров, посредством которых государство реализует свою функцию управления этими предприятиями через назначение туда своих представителей», — заявил премьер-министр.

Сергей Румас пояснил, что соответствующий институт уже работает в стране и все функции представителей собственника и нанятого менеджмента — директоров предприятий — прописаны в законе. Глава государства поручил рассмотреть данный вопрос еще раз до конца года на заседании правительства с привлечением успешных представителей бизнеса, которые являются либо собственниками крупных предприятий, либо их директорами. «Чтобы государство, используя опыт, который наработан в Беларуси, могло принять более правильные и взвешенные управленческие решения», — пояснил руководитель правительства.

Он рассказал, что такое совещание проведут до конца года и Президенту будут внесены необходимые предложения, которые в том числе будут касаться и назначения высших должностных лиц представителями государства в самых крупных системных предприятиях Беларуси. По словам Сергея Румаса, такие представители, используя свой опыт, смогут помочь предприятиям работать более эффективно.

Премьер-министр отметил, что на части предприятий сформированные советы директоров и наблюдательные советы работают формально, хотя и сейчас на наиболее крупных госпредприятиях представителями государства являются чиновники на уровне замминистра или даже министра. «При координирующей роли Госкомимущества должна быть упорядочена система и выстроен список — у каждого министра или замминистра должно быть не больше двух таких предприятий, где он будет назначен представителем государства, — сказал Сергей Румас. — Эти высокие должностные лица должны возглавить наблюдательные советы и нести ответственность перед собственником (государством) за результаты их работы».Руководитель правительства уточнил, что за представителями государства на предприятиях — вопросы стратегии и контроль за выполнением соответствующей линии; за директорами — руководство предприятиями. «И эти функции ни в коей мере не должны пересекаться», — подчеркнул он. 

Новые условия оплаты труда бюджетников заработают с 2020 года

Проект указа об условиях оплаты труда работников бюджетной сферы был представлен сегодня Президенту Беларуси Александру Лукашенко. Об этом сообщил журналистам первый заместитель премьер-министра Александр Турчин по итогам совещания у главы государства. 

«Никаких чрезвычайных вещей в этом плане нет, это нормальное эволюционное движение к совершенствованию оплаты труда работников бюджетной сферы, — отметил Александр Турчин. — Мы предполагаем, что указ вступит в действие с 1 января 2020 года, 2019 год — это подготовительный период».

По словам первого вице-премьера, в Беларуси за прошедшие годы сформировалась достаточно архаичная система оплаты труда бюджетников. Их зарплата состоит не только из оклада, но и большого числа различных доплат и поощрений, количество которых порой превышает два десятка. «Иногда даже не столько самому работнику, сколько бухгалтеру, профессионалу в этом деле, очень сложно понять всю систему формирования заработной платы. Этот нормативно-правовой акт направлен на нормальную, понятную систему оплаты труда, чтобы стабильная часть оклада была на уровне 50-60%, остальное — стимулирующие надбавки», — пояснил Александр Турчин.

Кроме того, планируется изменить единую тарифную сетку, состоящую сейчас из 27 тарифных разрядов. Их число сократится до 18. «И между разрядами будет дифференциация около 6%. Сегодня за счет того, что мы поднимали зарплату различным категориям работников, уровень дифференциации между разрядами составляет менее 1%, то есть стимула двигаться вверх по тарифной сетке никакого нет», — добавил первый вице-премьер.Президент одобрил проект указа, однако поручил еще раз внимательно выверить документ, чтобы потом в нем не оказалось технических ошибок или неточностей. Он подчеркнул, что принятие новых норм ни в коем случае не должно отрицательным образом сказаться на зарплатах бюджетников. «Любые изменения, которые принесут пользу, всегда будут поддержаны. Но надо помнить, что таких (работников бюджетной сферы. — Прим. БЕЛТА) у нас 850 тыс. белорусских граждан. И никто, кроме государства, о них не позаботится и не защитит», — заявил на совещании Александр Лукашенко. 

«Не обязанность, а возможность» — самозанятые в Беларуси скоро смогут вносить страховые взносы в ФСЗН

Самозанятым гражданам в Беларуси будет предоставлена возможность вносить страховые взносы в фонд социальной защиты населения. Соответствующий проект указа «О государственном социальном страховании» будет в скором времени представлен на рассмотрение Президенту Беларуси Александру Лукашенко, сообщил сегодня журналистам первый заместитель премьер-министра Александр Турчин по итогам совещания у главы государства. 

Александр Турчин пояснил, что в Беларуси с каждым годом растет количество самозанятых граждан. Особенно заметным этот процесс стал после принятия в 2017 году декрета №7 о развитии предпринимательства. 

«У этих людей не было возможности вносить платежи в фонд социальной защиты населения. Мы все прекрасно понимаем, что если ты сегодня не платишь, то можешь рассчитывать только на социальную пенсию. Этим проектом нормативно-правового акта главы государства мы даем возможность самозанятым делать отчисления в фонд социальной защиты населения», — рассказал первый вице-премьер. 

Он обратил внимание, что с 2025 года минимальный стаж работы с уплатой страховых взносов для назначения пенсии по возрасту должен будет составлять 20 лет. В этой связи принятие документа станет серьезным подспорьем для самозанятых в экономике. 

Еще одна важная новелла проекта указа касается работы индивидуальных предпринимателей. Им разрешат не вносить страховые взносы в ФСЗН в период, когда они не занимаются предпринимательской деятельностью. 

Собеседник подчеркнул, что нормы, которые предлагаются проектом указа, — это прежде всего возможность. «Мы все взрослые люди, и каждый должен думать о том, как будет встречать свою старость. Если ты не платишь, государство тебе гарантирует социальную пенсию. Если хочешь получать трудовую пенсию, то должен со своих доходов делать платежи», — резюмировал Александр Турчин. 
БелТА

Вам может быть интересно

Комментарии отключены