Почему университету важно готовить специалистов вместе с предприятиями?

3469

Как готовить специалистов, которые, получив диплом, с первых месяцев полноценно включаются в работу? Как сделать, чтобы молодые специалисты хорошо ориентировались на предприятии или в организации, где начинают свой трудовой путь, и могли уже с момента трудоустройства качественно выполнять свои обязанности? Эту проблему поднимают практически все руководители, когда речь идет о подготовке кадров. Как правило, теоретическая подготовка выпускников вузов больших вопросов не вызывает, а вот для того, чтобы они стали полноценными сотрудниками на конкретном рабочем месте, требуется дополнительное время.
Как грамотно прогнозировать перспективы востребованности тех или иных специалистов на региональном рынке труда, чтобы заранее начинать подготовку тех, кто будет необходим через несколько лет, и, наоборот, вовремя закрывать неперспективные для области специальности?
Эффективную систему решения этих вопросов разработали и внедряют в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы. Для этого объединяются интересы и усилия областной власти, вуза, готовящего специалистов, и конкретных организаций, где его выпускникам предстоит работать. Взаимодействие всех заинтересованных сторон налаживается путем создания координационных советов. 
О том, почему эта система полезна региону в целом и каждому ее участнику, рассказал ректор ГрГУ имени Янки Купалы, доктор педагогических наук Андрей Король.
– Андрей Дмитриевич, ГрГУ имени Янки Купалы имеет репутацию вуза, открытого для новаций и смело их внедряющего. Почему сейчас Вы делаете ставку на координационные советы? В чем их необходимость и какие результаты, как Вы рассчитываете, они принесут?
– К тому, чтобы поставить перед собой эту амбициозную задачу, нас привела сама жизнь. Так сложилось, что в отличие от других областей Беларуси на Гродненщине наш университет – единственный вуз, готовящий специалистов широкого спектра профилей, за исключением аграрного и медицинского. Потому идея создания кластера по подготовке кадров не только витала, но и реализовывалась у нас уже примерно десяток лет.
Первый такого рода кластер начал формироваться в сфере педагогического образования в 2006 году. Тогда был создан координационный совет, в который вошли представители управления образования облисполкома, сотрудники факультетов педагогических специальностей ГрГУ имени Янки Купалы и учреждений образования, для которых мы готовим специалистов.
Время показало его результативность для всех участников процесса. Университет уже не первый год выполняет планы набора на педагогические специальности. И не любой ценой. К примеру, у нас есть группа будущих учителей начальных классов, где все двадцать студентов – школьные медалисты. Сложилась система заказа на подготовку кадров. Разработана и применяется методика прогнозирования потребности в педагогических кадрах, что позволяет нам готовить именно тех, кого нужно, и в необходимом количестве. Уже несколько лет Гродненщина показывает отличные результаты в централизованном тестировании, в предметных олимпиадах, школьники участвуют в исследовательской деятельности. Это наша общая заслуга и польза тоже общая. Для вуза важно, что к нам приходят хорошо подготовленные абитуриенты. 
Благодаря тесному сотрудничеству удается полностью удовлетворять потребности системы образования в подготовке кадров по целому ряду специальностей. Есть возможность оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию. Например, сейчас, учитывая возникшую потребность, готовимся начать подготовку педагогов с высшим образованием в сокращенные сроки на базе Лидского колледжа. Это решает и другую стратегическую задачу – более тесную интеграцию колледжей в структуру университета, что создает условия для индивидуального обучения студента, непрерывности его образования.
Движение в направлении создания такого рода кластеров шло все эти годы и на других факультетах, например, с Парком высоких технологий. Можно сказать, были элементы сотрудничества с заказчиками кадров. Сейчас мы делаем следующий шаг, создавая уже систему, причем закрепляя ее юридически, с мощным акцентом на участие заказчиков кадров в подготовке специалистов. Основная цель этой системы – участие потенциальных нанимателей в подготовке специалистов: на уровне содержания учебных дисциплин, организации производственной практики, кадрового состава, привлечения специалистов-практиков для проведения учебных занятий и государственной аттестации выпускников, руководства курсовыми и дипломными работами (проектами), трудоустройства специалистов.
– Как Вы сказали, в состав координационных советов факультетов входят представители власти, вуза и организаций Гродненщины. На каком уровне организовано взаимодействие?
– Перед созданием советов мы обсудили эту тему с губернатором Владимиром Васильевичем Кравцовым. Председатель облисполкома поддержал наше начинание. Потому курируют работу координационных советов его заместители. Председателями советов согласились стать руководители ряда структур и организаций. Так, координационный совет факультета биологии и экологии возглавил председатель Гродненского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Василий Николаевич Шлык, факультета истории, коммуникаций и туризма – главный редактор «Гродненской правды» Павел Яковлевич Сухоруков, факультета инновационных технологий машиностроения – директор ОАО «Белвторполимер» Александр Владимирович Чекель, координационный совет по подготовке юридических кадров – заместитель прокурора Гродненской области Светлана Евгеньевна Рахман. В их составах – деканы факультетов, заведующие кафедрами, руководители предприятий и организаций.
Для чего это делается? Для того чтобы сформировать среду для организации полномасштабного практико-ориентированного обучения.
– Как отнеслись к вашей идее руководители предприятий и организаций?
– Те, кто с ней познакомился, – очень позитивно. К примеру, мы давно предлагали наладить такое тесное сотрудничество Гродненскому мясокомбинату. Изучив наше предложение, генеральный директор ОАО Анатолий Георгиевич Гришук откликнулся с энтузиазмом. «Вы хотите сделать революцию в образовании», – прокомментировал он. «Скорее, эволюцию», – был мой ответ. Речь идет о поступательном процессе, в котором мы движемся.
Начавшись с эпизода, выросло в систему взаимовыгодное сотрудничество с Лидским заводом электроизделий. Вначале, увидев сюжет о нашем студенте физико-технического факультета на республиканском телевидении, директор завода Иван Анатольевич Климович позвонил мне с просьбой направить молодого человека на работу на это предприятие. С этого посыла началось сотрудничество. Сегодня завод взаимодействует уже с четырьмя факультетами – кроме физико-технического, еще с факультетами инновационных технологий машиностроения, экономики и управления, искусств и дизайна. Благодаря тесному сотрудничеству и в университете стали активно развиваться и межфакультетские, и межпредметные связи. Например, когда дипломная или магистерская работа имеет интегрированный характер на «стыке» наук – есть и техническое, и экономическое, и дизайнерское решение.
Предложение, с которым к нам вышел начальник Гродненской региональной таможни Василий Иванович Дементей, привело к открытию в вузе новой специальности «Таможенное дело». Со своей стороны в процессе подготовки кадров будут участвовать и специалисты таможни. Кстати, мы первые из региональных университетов открыли эту специальность. 
– Примером, наверное, может служить и сотрудничество кафедры журналистики ГрГУ имени Янки Купалы с редакцией «Гродненской правды». Как Вы отметили, главный редактор газеты Павел Яковлевич Сухоруков возглавляет координационный совет факультета истории, коммуникаций и туризма. На базе редакции создан филиал кафедры, налажено то самое практико-ориентированное обучение студентов. По собственному опыту скажу, это полезно и для будущих журналистов, и для нас. Они сегодня видят и узнают многое, что можно узнать только в действующей редакции. Мы же присматриваемся к сегодняшним студентам, готовим молодую поросль и для своего издания.
Возможно, стимулом для активного развития новых форм сотрудничества стало вступление Беларуси в Болонский процесс, состоявшееся в прошедшем году?
– Действительно, высокая практическая составляющая в подготовке кадров – одно из требований Болонского процесса. Однако работать в этом направлении мы начали гораздо раньше. Первые шаги делались лет десять назад. Потому сегодня, когда разрабатываются новые образовательные стандарты четвертого поколения, для их реализации в полном объеме и встал вопрос, каким образом усиливать взаимодействие с заказчиками кадров, – именно наш инновационный опыт стал примером для других вузов.

Вам может быть интересно

Комментарии отключены