О прошлом и настоящем. Вспомним историю улицы Вокзальной г.п. Зельва

Подобно многим белорусским небольшим городкам и поселка биография Зельвы начала писаться много веков назад: согласно Ипатьевской летописи — с XIII века. Из нее следует, что 1258 году на месте современной Зельвы уже существовало поселение. Первое же письменное свидетельство непосредственно о Зельве к 1470 году .

В Писцовой книге Гродненской экономии, начатой в 1558 году, упоминается Зельва, которая в то время являлась центром Зельвенского войтовства в составе Гродненской королевской экономии и принадлежала литовскому князю Сигизмунду II Августу. Так, в селе Зельва описана одна улица недалеко от реки с домами. Всего в Зельве было 46 сельских хозяйств, а сами крестьяне относились к осадным, которые кроме основных повинностей были обязаны ремонтировать дороги и мосты

Известно, что в 1616 году в месте (городе) Зельва, принадлежавшем роду Езерских, было 17 корчм (11 торговали пивом, 6 – горелкой), 2 мельницы, рынок и три улицы, которые выходили из рыночной площади: Дворная (совр. ул.Булака), Межеричская (старая часть совр. пер.Больничный), Волковысская (совр. ул.17 Сентября от кинотеатра к совр.ул.Пушкина), проживало 105 семей. В 1632-1831 годах Зельвой владел княжеский род Сапег. В 1633 году в Зельве было пять улиц: Дворная, Заболотская (ранее Межеричская), Волковысская, Кушнерская (кушнер – «скорняк, меховщик», возле больницы, не существует), Костельная (совр. ул. Советская) и Замурный переулок (совр. пер.Почтовый), проживало 143 семьи. В 1664 г. было 120 домов с количеством 780 человек. В 1701 количество населения в местечке составило 806 человек, в 1785 – 1169. Экономический подъем в XIII веке содействовал развитию торговли и ярмарок. С 1721 года в Зельве начала проводиться крупная региональная ежегодная ярмарка, которая благоприятствовала расцвету местечка целых 130 лет. Развитию ярмарки, а значит Зельвы, способствовало расположение поселения на оживленном торговом пути Минск – Гродно – Белосток.

К тому же речка Зельвянка была судоходным притоком Немана и в Зельве действовал настоящий речной порт, торговавший с Западной Европой через порт Королевец (совр. г.Калининград). В 1815 году в Зельве насчитывалось уже 8 улиц: Дворная, Слонимская (ранее Кушнерская), Гродненская (ранее Волковысская), Ружанская (ранее Заболотская), Костельная, Церковная (не существует, возле Аллеи Победы), а также «улица за выгоном» (возле мельницы к понтонному мосту), «улица за ледником и кофенгаузом» (кофенгуз – гостиный двор, не существует, возле маг. «Мебель»), «улица в тыле за выгоном» (за мельницей к броду). Сапеги называли Зельву с окрестностями «Зельвенским графством». Однако за участие в восстании 1830-1831 годов местечко у Сапег было конфисковано и передано в состав государственной казны. В связи с тяжелым временем войн и восстаний почти за полстолетия количество населения местечка практически не изменилось, и к 1829 году в Зельве насчитывались 161 двор (63 христианских, 98 – еврейских), 1103 человека (христиан –159 мужчин, 117 женщин; евреев – 452 мужчины, 375 женщин). В 1832 году насчитывалось 175 дворов, в 1857 году – 240 дворов, 1950 человек.

Промышленный потенциал Зельвы в XIX веке составляли кожевенная мастерская, стекольная мануфактура, «завод колесной мази», свечная мастерская, 2 мельницы. Насчитывалось 22 каменных здания, 28 магазинов, 17 питейных домов, мельница (1826 г.). С 1809 г. действовали 5 винокурен, на 1829 г. уже было 7, работал конный завод Сапег. Также в Зельве имелось приходское училище пиаров (1804 г.), действовали приходская школа при костеле, несколько еврейских школ (1810 г.). К концу XIX века количество жителей удвоилось, а количество зданий возросло до 936, работали пивоварня, медоварня и даже был построен лесопильный завод, имелись лечебница и народное училище. По данным Всероссийской переписи 1897 года, в Зельве проживало 2 852 человека (1404 мужчин, 1448 женщин), из них: крестьян – 470 мужчин, 421 женщина, особ не крестьянских сословий – 842 мужчины, 981 женщина. Согласно инвентарным описаниям Зельвы в 1830 и 1835 годах местечко состояло из рыночной площади и 10 улиц: Дворной, Слонимской, Гродненской, Ружанской (начиналась от ул. Советской, где ЦСОН, шла вдоль Октябрьской), Церковной (не существует), Костельной, Базарной, улиц «Конский рынок», «над выгоном» (не существует, старая дорога от мельницы к мосту), «за кофенгаузом» (ранее «улица за ледником и кофенгаузом»), «за пустыми крамами» (возможно начало ул.Матросова). По данным 1897 года в Зельве существовали улица Малиновая, переулки Вокзальный и Огородный.

Гостиный двор на рынке (часть совр. центральной площади) насчитывал 200 магазинов, 10 каменных и 15 деревянных колодцев для обеспечения противопожарной безопасности. Но в 1868 году, несмотря на наличие пожарных инструментов и обученных ими действовать людей, в Зельве случился большой пожар. С середины XIX века начинается упадок ярмарочной торговли, связанный с активным строительством железных дорог и развитием постоянной магазинной торговли. В «Обзоре Гродненской губернии за 1890 год» отмечается, что «…месячная ярмарка в м.Зельва… уже давно потеряла свое значение и в настоящее время заключается в том, что по воскресеньям бывает более оживленный торг…». Упадок Зельвенской ярмарки привел к значительному уменьшению торгового населения местечка и отходом малоземельных и безземельных крестьян. В 1886 году возле Зельвы проходит Барановичско-Белостокская (Полесская) железная дорога. Но строительство железнодорожной станции в Зельве не планировалась в связи со сложностью рельефа местности. Жители неоднократно обращались к губернатору с просьбами о сооружении станции, аргументируя их падением торгового значения Зельвы.

Улица Вокзальная, фото 1917 года.

Железнодорожная станция будет построена на рубеже XIX-XX веков на небольшом удалении от самой Зельвы, что предопределит в дальнейшем застройку поселка поближе к станции. И к ней будет вести новая улица – Вокзальная.

УЛИЦА ВОКЗАЛЬНАЯ

Исходя из воспоминаний коренного жителя поселка Адама Данюка, ранее на месте улицы Вокзальной, домов за костелом до самой ул. Булака, находились пахотные земли католической общины (около 12 га). С постройкой железнодорожной станции появились и склады для товаров, и подсобные помещения. Улица, которая шла на вокзал, была вымощена камнями, по ширине такая же, как и теперь. Перед нынешним цехом хлебопечения дорога раздваивалась. Одна шла на вокзал, другая – на зерноприемный пункт, где находилось 4-этажное зданиеэлеватор. К нему была присоединена железнодорожная ветка.

Элементы брусчатки, обнаруженные на ул.
Вокзальной при снятии слоя старого асфальта.

В этом районе никаких построек, кроме вокзала, двух длинных домов для рабочих и служащих железной дороги, не было. От железнодорожной станции фабрикантом Ш.Бородицким для транспортировки грузов была проложена узкоколейка в метрах 20 от насыпи железной дороги к его суконной фабрике, находящейся там, где теперь коттеджи по улице Булака (ул.Фабричная в XIX в.). Улица Вокзальная в похозяйственных книгах поселка за 1944 год не упоминается, зато имеется ул.Станция (возле железнодорожного вокзала). На ней проживали семьи Костинских, Путреша, Наумчик В.П., семья работника железной дороги Пашника Ивана, семьи Дробчик, Дробчик И.И., многодетная семья Кусы (5 детей). На других улицах поселка проживали с семьями работники железной дороги Наревский Болеслав, Парковский Альфонс, Крышан Роман.

Сегодня улица Вокзальная претерпевает большие преобразования. В рамках мероприятий, приуроченных к проведению в Зельве областного праздника тружеников села, на одной из важнейших транспортных артерий городского поселка развернулись капитальные ремонтные работы. Как стало известно, буквально через несколько месяцев зельвенцы и гости смогут проехать по новому асфальтобетонному покрытию и пройти по удобным тротуарным дорожкам, которые в целях безопасности пешеходов будут обустроены по обе стороны улицы. Для любителей двухколесного транспорта проложат велодорожку. В результате реконструкции 1340 обновленных метров улицы Вокзальной свяжут центр поселка с железнодорожным вокзалом.

Директор районного архива Ольга ЦЕЙКАЛО

Интересные и актуальные новости Зельвенского района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

Вам может быть интересно

Комментарии отключены