Народный календарь: 15 — 21 февраля 2021 года

15 февраля — Сретение Господне. У этого праздника есть еще одно древнее народное название — «Грамнiцы». Оно происходило от имени дохристианского божества «Грамоўнiка». В старину верили, что он распоряжался весенними грозами и дождями. Считалось, что после этого дня теряли свою силу «змрочныя боствы зiмы». Зимний месяц был уже на исходе, но календарю все же «веры не давалi» и на скорое тепло тоже не очень надеялись. Говорили: «Грамнiцы — зiмы палавiцы». 

Главной в этот день является свеча. Белорусы ее называют «грамнiчнай». Почти в каждой семье их делали из воска. По размерам они отличались от обычных. Должны быть не менее двадцати сантиметров по высоте. Заворачивали их в «бялюткую» холстину, несли в церковь, спрятав под верхней одеждой. 

Такие свечи никогда и никому не одалживали. Их прятали в доме за иконами и зажигали при проведении важных семейных и хозяйственных обрядов, как говорили — «пры ўсякай нагодзе». 

Застывшие капельки воска, стекающие по горящей свече, обламывали, собирали и носили как обереги. Часто из капелек лепили в миниатюре ту часть тела, «на каторую хварэлi», и «хавалi» под одеждой. Этими же «капельками» вместе с «зёлкамi» окуривали при недугах самих себя и «свойскую жывёлку».

Если свечи при освящении громко трещали, это обещало, что по весне и летом будут сильные грозы. Когда расплавленный воск попадал на руку, то это было очень добрым знаком благодати. «Грамнiчных» свечек делали много. Они приравнивались к «живому огню». Это один из главных оберегов семьи — хранитель здоровья и достатка. По обычаю, «гаспадар», придя домой, осторожно, крест‑накрест поджигал пряди волос своих «сямейнiкаў», таким образом приобщая всех к священному огню. 

Этот праздник давал долгосрочные метеопрогнозы. 

Самая известная примета: «Калi на Грамнiцы певень з‑пад страхi нап’ецца вадзiцы, то на Юр’я вол пад’есць травiцы». 

Если день был с довольно сильным морозом, считали, что зима продержится недолго, но весна и лето не обещали побаловать добрым «надвор’ем». Снег и метелица — знак того, что зима задержится надолго, «падмяце ўвесь корм». Оттепель тоже не обещала ничего доброго на полях и огородах. По этому поводу шутили так: «Калi на Грамнiцы адлiга, то ўраджаю будзе фiга». Классическим добрым знаком считался небольшой мороз. Но при этом на солнечной стороне сосульки с крыш уже предвещали капель.

16 февраля почитали святых Анну и Симеона, по легенде встретивших в храме младенца Иисуса Христа. Именно поэтому им и молились о здравии малых деток.

Сразу после «Грамнiц» начинали «аглядаць неабходныя прылады», проводить «такi‑сякi рамонт». Сыновья помогали отцу. На праздник каждая «гаспадыня» пекла пирожки, имеющие форму молотков, топориков, плужков, кос. «Дачушкам» доставались пирожки в виде серпов и веретен, чтобы тоже не забывали про главные «жаноцкiя справы».

Дальше идут друг за другом — 18 и 19 февраля — два «прысвяткi», объединенные одним общим стремлением и заботой про «хатнюю жывёлку»: Агафья, или Агата, ‑«коровница» и Вукол, прозванный в народе «телятником». Они почитались в народе как покровители домашнего скота почти у всех восточных славян. Именно на Агату шли в церковь освящать хлеб и «драбочкi» соли. После этого и хлеб, и соль прикрепляли коровке‑кормилице на рога. Верили: это должно было защитить ее от различных болезней, сглаза. Многие «гаспадынi» и сейчас придерживаются этого правила. Внимательно следили за погодой: если случалось потепление, то это было свидетельством того, что в дальнейшем больших холодов уже больше не будет. 

20 февраля отмечался день «Аддання Стрэчання». В этот день вполне мог прогреметь настоящий гром, что считалось не очень хорошей приметой.

“СБ”

Вам может быть интересно

Комментарии отключены