Иван Олехнович: “Одна из самых значимых моих наград – медаль ВДНХ СССР. Такие получили только главный инженер «БАМ-строй» и я”

10 лет работал на строительстве Байкало-Амурской магистрали белорусский молодежный отряд имени Николая Кедышко. За плечами комсомольцев – станции Золотинка и Чара (Якутская и Читинская области), два жилых поселка с необходимой промышленной и бытовой инфраструктурой, 120 км железнодорожных путей. О легендарном строительстве вспоминает житель Зельвы Иван Олехнович.

Малая родина Ивана Ивановича – деревня Ветевичи Слонимского района. Здесь он родился в 1951 году. Окончив восьмилетку в Селявичах, поступил в двухгодичное ПТУ в Слониме, в 18 лет ушел в армию. Служил в немецком городе Ордруф в танковых войсках. Был командиром отделения – старшим механиком. По возвращении в Минск устроился фрезеровщиком на секретный завод оборонной промышленности. «Вырос» до мастера. В общей сложности проработал здесь пять лет.

– Это был 1975 год, мне тогда уже исполнилось 25 лет. Появилась комсомольская путевка на строительство БАМа (в комсомол я вступил еще в школе в возрасте 14 лет), – вспоминает мужчина. – Срочно решил поехать! Мне тогда хотелось посмотреть мир… Собрался за сутки. Кроме престарелых родителей меня ничего не держало. Но я был уверен, что о них позаботятся мои братья.

Попасть в отряд было не так-то просто. Иван Олехнович поехал вместо парня с Могилёвщины, которого поймали пьяным, в то время как в стране был объявлен сухой закон. 27 марта 122 комсомольца отправились из Минска в Москву, а оттуда – на БАМ. Отряд имени Николая Кедышко (названный в честь героя Советского Союза) высадился на юге Якутии.

– Мы попали в поселок Золотинка. Кругом – глухой лес. Местное население встретило нас… баней! – рассказывает Иван Иванович. – Вскоре мы заселились в вагончики. Не все из них отапливались. Дизельная подстанция уже стояла, поэтому электричество было. Можно было включить кое-какой калорифер. Мы ведь приехали в начале апреля, однако подушка к вагончику все еще примерзала. Температура держалась в пределах –30°C.


1976 год. Иван Олехнович у горной реки Золотинка, где велась добыча золота.

Большой БАМ – это направление от Иркутска и до самого океана. Отряд же им. Н. Кедышко работал на отдельном участке малого БАМа (малый БАМ – от станции БАМ до Якутии). С первых же дней приезда загудела работа. Здесь велась разгрузка строительных материалов. Возводились жилые дома, объекты инфраструктуры. Появилась сама станция «Золотинка», где был воздвигнут памятник Николаю Кедышко.

Фото: https://www.drive2.ru
Фото: https://www.drive2.ru

– Жену встретил там же. Наш отряд ведь постоянно пополнялся. Она приехала из Гомеля. Очень серьезная девушка. Быстро освоилась. Спустя полгода после ее приезда местная газета написала о ней: «Не слишком ли молод депутат?». На тот момент Зина уже была депутатом райсовета, – вспоминает Иван Олехнович. – Поженились прямо на БАМе. Родителей, которые с полгода не знали, где я, всё же поставил в известность, что женюсь. Перед свадьбой мы оба по командировке попали на одну из станций Амурской области. Я был в бригаде, которая устанавливала столбы для электричек, Зина же работала штукатуром. Там и закупились всем необходимым к торжеству. Хотя модный кримпленовый костюм я заказал заранее. Вернулись обратно в Якутию. Людей на нашей свадьбе было больше сотни. Гуляли в столовой. То, что комсомольцы женились между собой, было частым делом. Но мы были первой парой, которую расписала якутка (смеется)…

…На свадьбе у нас играл ансамбль из числа комсомольцев. Был у нас один гитарист – без двух пальцев, но такой виртуоз! Он потом по всем возможным смотрам ездил. Музыкальную аппаратуру прислали «Песняры». К слову, у нас часто бывали известные артисты. Композитору Игорю Лученку, например, у нас так понравилось, что он пробыл в Золотинке две недели.

Вскоре у пары появились сыновья. Первый – в Якутии, второй – уже в Читинской области.

В 1980 году бригаду из 12 человек во главе с Иваном Олехновичем направили на север Читинской области – через непроходимые таежные леса. Здесь готовился плацдарм для основных сил отряда:


Фото: https://vk.com/club11418976

– Мы шли туда более 20 дней. Это была зима, поэтому пробирались долго – проходили около 30 км в сутки. С нами габаритная техника – японские «Катерпиллеры», наш «Ураган». С собой везли первоочередные материалы для жилья. На станцию «Чара» возлагались большие надежды. Здесь строились капитальные сооружения. Посёлок с населением в 7 тысяч человек вырос буквально за три года!

– Полтора года возглавлял профсоюзную организацию СМП-578. Генподрядная фирма насчитывала 680 работников, – комментирует Иван Иванович. – На то время я зарабатывал около 700 рублей – это были хорошие деньги. Мои дети ни в чем не нуждались. Апельсины, мандарины… Любых продуктов было в избытке. Но мы с семьей были вынуждены уехать – младшему сыну не подошел суровый климат.
На БАМе Иван Олехнович проработал восемь с половиной лет, хотя изначально планировал остаться на стандартный срок путевки –
3 года:

Были бронзовый и серебряный знаки от ЦК ВЛКСМ. Позже – медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Не так давно в Минске вручили юбилейную медаль к 40-летию БАМа.

Став на очередь еще на БАМе, в Минске Олехнович получил свои «жигули». Вернулся работать в Слоним. Затем попал в Зельву, где устроился бригадиром в местную строительную организацию. Сегодня мужчина – на заслуженном отдыхе.

– В общем-то, это были неплохие времена. Немало пришлось приложить сил, чтобы в тайге зазвучал гудок поезда. Хочется верить, что всё это было не зря, – рассуждает Иван Иванович.

Фото: https://realt.onliner.by/2017/11/22/bam
Фото: https://realt.onliner.by/2017/11/22/bam
Фото: https://realt.onliner.by/2017/11/22/bam

Фото: https://realt.onliner.by/2017/11/22/bam
Фото: https://vk.com/club11418976

Екатерина СЕРГЕЙ

Вам может быть интересно

Комментарии отключены