Гардероб шляхты XVIII века, коллекция мини-лошадей и подков. Чем удивит музей Анненского кирмаша?

Думаете, прочувствовать атмосферу Анненского кирмаша можно только раз в году, в августе? Постараемся переубедить в обратном. Возможность прикоснуться к истории и традициям, проследить трансформацию этого возрождённого праздника есть круглый год. Нужно посетить в удобное для себя время уникальную комнату Анненского кирмаша в Зельве, что корреспондент «Працы» и сделала в преддверии долгожданного торжества. Узнали, как создавалась музейная экспозиция и какие из экспонатов не оставят равнодушными даже современных модниц.

В сравнении с самим фестивалем музейная комната существует не так давно. Её открыли в 2016 году, приурочив к 15-летию Анненского кирмаша. Автор творческой задумки – тандем местных ремесленников, работников культуры и библиотеки.

Кстати, изначально было несколько вариантов размещения артобъекта. Рассматривалась перспектива создания музея под открытым небом, но из-за хрупкости отдельных экспонатов остановились на надёжной, узнаваемой и востребованной локации. Музейную комнату обустроили в центре горпосёлка, в районном доме культуры.

Открытие музея – дело времени. С 2001 года, когда и был возрождён фестиваль, началась его новая страница. Каждый кирмаш – это впечатления, эмоции, воплощаемые и в материальной форме. Ежегодно накапливались документы, связанные с организацией и проведением праздника, фотографии, научные работы, изделия мастеров, аутентичные сувениры, которые стали началом и основой музейной комнаты, – рассказала заместитель директора районного центра культуры и народного творчества Наталья Матвейчик.

Спутать тематику экспозиции невозможно. Даже при броском взгляде на небольшую комнату понимаешь, что ключевая причина всему – златогривый жеребец и связанная с ним атрибутика. Кого-кого, а лошадей в музее предостаточно. Они из соломы, керамики, глины, запечатлённые на многочисленных фотографиях, афишах, приглашениях. Чтобы сосчитать всех скакунов, понадобится немало времени.

Безусловно, главному символу Анненского кирмаша отведено значительное место. Во-первых, в музейной комнате есть отдельная экспозиция лошадок, изготовленных местными ремесленниками и любителями прикладного творчества в самых разнообразных техниках. Притом коллекция ежегодно пополняется. Стоит упомянуть и о мини-выставке подков, большинство из которых настоящие, железные, но найдутся и творческие имитации. Например, есть экземпляры, сплетённые из соломы, бисера. А совсем недавно ряд разнообразили необычные подковы с красочным декором. Это работы участников конкурса, организованного в рамках празднования одного из фестивалей.

Действительно, многие экспонаты – результат народного в прямом смысле слова творчества. Как известно, в рамках Анненского кирмаша проходит череда инициатив, итог которых – необычные вещицы и изделия любителей рукоделия, профессиональных мастеров. Организаторы бережно хранят работы, находя для них почётные места в музейной комнате. Яркий тому пример – уже упомянутые подковы, коллекция национальных кукол и костюмов. Кстати, последние, по словам Натальи Матвейчик, «прямиком из XVIII века, откуда и берёт начало Анненский кирмаш».

 – Многие экспонаты «дышат» историей, отражая особенности той эпохи. Так, в 2014 году мы объявили конкурс костюмов, предложив местным умельцам, основываясь на исторических фактах и сведениях, изготовить максимально приближённые к XVIII столетию гардеробы. Конечно, мы сохранили костюмы, и даже пошли дальше. Чтобы воссоздать шляхетское одеяние, обратились в научно-производственное республиканское унитарное предприятие белорусских народных ремёсел «Скарбнiца». Это единственное в Беларуси предприятие, ведущее научно-исследовательскую и художественно-экспериментальную деятельность в области реконструкции белорусских костюмов с участием сотрудников Академии наук.

В дополнение к костюмам – коллекция лисьих воротников, меховых шапок, которые бы приглянулись и современным модницам.

Почётное место в экспозиции также занимают изображение герба рода Сапег, схема планировки Зельвы в 1832 году, иллюстрация торговых путей, подготовленные местным художником-оформителем Татьяной Радкевич на основе исторических сведений.

А вот яркий пример трансформации Анненского кирмаша – красочная фотогалерея, представленная в комнате. Ежегодно организаторы фестиваля привносят в программу запоминающуюся изюминку. Настоящий торг лошадьми, заезды на «конницах», свадьба, народные обряды, торжественный момент открытия возрождённого фестиваля – всё это и множество других моментов кирмаша можно найти на фотографиях.

Одним словом, чтобы прочувствовать глубину местного фестиваля, его колорит и аутентичность, обязательно загляните в музейную комнату. Экскурсии доступны в любое время по предварительной договорённости с работниками районного центра культуры и народного творчества. Стоимость услуги символическая. Для взрослых – 1 рубль, для детей – 0,5 рубля.

Ознакомиться с экспозицией можно и не выходя из дома: на сайте центра культуры и народного творчества доступна виртуальная экскурсия.

Анастасия ДУНЕЦ

Интересные и актуальные новости Зельвенского района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

Вам может быть интересно

Комментарии отключены