Директор ДЮСШ Екатерина Кобицкая рассказывает об изучении вопроса открытия спортивных классов в Зельве

На сегодняшний день изучается вопрос открытия спортивного класса «5» – легкая атлетика – на базе средней школы №3 г.п.Зельва. На некоторые интересующие зельвенцев, в первую очередь – читателей газеты, вопросы отвечает директор ДЮСШ г.п.Зельва Екатерина Кобицкая.

– Как создается специализированный спортивный класс и каковы особенности учебного и тренировочного процессов?

– Организация, осуществляющая спортивную подготовку (в данном случае – ДЮСШ), совместно с общеобразовательной школой создает для наиболее перспективных спортсменов (далее – спортсменов-учащихся) специализированный спортивный класс с углубленным тренировочным процессом (далее – спорткласс). Создание спорткласса осуществляется совместным решением администрации школы и ДЮСШ на основе заключенного между ними договора и по согласованию с соответствующими органами образования, физической культуры и спорта. Договором определяются обязательства сторон по порядку финансирования, комплектования, рационального сочетания учебы с занятиями спортом, организации медицинского контроля и восстановительных мероприятий (включая питание спортсменов-учащихся в данном образовательном учреждении или организованное иным способом) и другие.

Расписание занятий по общеобразовательным предметам и спортивной подготовке для спорткласса устанавливаются администрацией спортивной школы по согласованию с руководством учреждения образования в зависимости от местных условий и вида спорта.

Тренировочные занятия проводятся тренерским составом спортивной школы, осуществляющей спортивную подготовку, 1 раз в день в течение 2 академических часов, где в неделю нагрузка составляет 9 часов, с учетом этапов спортивной подготовки. Объем недельной тренировочной нагрузки в каникулярный период может быть увеличен, но не более, чем на 10%. Проведение двухразовых тренировочных занятий дает право на планирование первых уроков по общеобразовательным предметам в более позднее, чем в обычных классах, время.

Администрация ДЮСШ несёт расходы по организации и проведению тренировочных занятий, тренировочных сборов, участию в соревнованиях и оздоровительных мероприятиях, обеспечению спортсменовучащихся спорткласса спортивной экипировкой, инвентарем и оборудованием в установленном ее Уставом порядке.

– Как организовано питание для спортсменов?

– Спортсмены в школе питаются на тех же основаниях, что и остальные дети. Питание платное. Бесплатное питание предоставляется детям, относящимся к льготным категориям.

– Как проходят набор в группу подготовки и зачисление на бюджет?

– Спортивные классы – это бюджетные группы. Но набор проходит по определенным критериям. По своему возрасту ребенок должен переходить в пятый класс общеобразовательной школы. Мы сразу отбираем спортсменов-учащихся, которые уже зачислены в спортивную школу, могут переводиться спортсмены-учащиеся из разных школ по решению органов образования с согласием родителей (законных представителей), а затем учащиеся, относящиеся к основной группе здоровья и изъявившие желание. Подчеркну, что мы не влезаем в процесс образования. То есть ребята отучились, а потом пришли к нам. Естественно, с детьми занимаются тренера-преподаватели ДЮСШ.

– Существуют ли какие-либо ограничения при наборе? Например, можно ли привести ребенка в спортивный класс во время процесса обучения?

– При наборе в спортивный класс учитывается наличие медицинского допуска, ведутся беседы с учителями физической культуры и здоровья и, конечно же, в расчет берется желание учащегося и его родителей.

Наши тренера-преподаватели в течение года просматривали детей, посещая уроки физической культуры и здоровья, районные соревнования. Именно они оценивают будущего спортсмена, понимая, что он сможет реализоваться в данном виде спорта. Затем ребята сдают определенные нормативы: бег, прыжки, владение мячом и т.д. Да. В течение года учащийся может зачислиться в специализированный спортивный класс.

– Вид спорта в этих классах один или они сочетаются?

– ДЮСШ осуществляет спортивную подготовку по двум видам спорта: легкая атлетика и гандбол. Спортсмены-учащиеся (девушки и юноши) 5-ого спортивного класса будут заниматься легкой атлетикой. Например, в легкой атлетике – индивидуальном виде спорта – они едины как класс, а на дорожках в час соревнований каждый, разумеется, сам за себя. Между собой дети очень хорошо общаются, дружат. В целом спортивный класс предполагает большее общение между сверстниками – в команде и в школе. У ребят одинаковые интересы, потом еще – по мере сплочения коллектива – общие мнения и идеи могут появиться. Пообщался в школе с друзьями, продолжил на тренировке. Как показывает практика, в проце ссе состязаний, школьных экскурсий все еще больше сближаются.

– Что скажете по поводу родительских опасений: мол, дети будут больше внимания уделять спорту, а учебе меньше?

– Основная цель – сделать расписание, график и режим дня для ребенка настолько оптимальными, чтобы у него сочетались занятия спортом и учебный процесс. Все должно быть сбалансированным.

Основной же принцип специализированного спортивного класса – в том, что дети проходят базовую общеобразовательную программу. Учащиеся не теряют ни в русском языке, ни в математике, ни в других предметах. Единственная разница – у них нет учебных предметов «Физическая культура и здоровье» и «Трудовое обучение». Вместо этого они посещают либо утром, либо днем тренировки, которых более чем достаточно.

Ведь что чаще всего пугает родителей? То, что после тренировки тяжело включиться в умственную работу. Но это на первых порах. Спустя определенное время ребенок втягивается в правильно выстроенный режим дня, и в дальнейшем ему не хватает заданной нагрузки: с ней и положительные эмоции появляются, и организм просыпается. Например, после утреннего занятия спортом мальчишки и девчонки входят в определенный режим, а тренировка с утра служит для того, чтобы они проснулись, были активными и готовыми к другим видам деятельности.

– Возникают ли противоречия с родителями?

– Девиз спортивного класса: «В спорт – с головой». Спорт как цель не должен мешать учебе, а учеба – спорту. Важно, чтобы эта гармония не была нарушена, чтобы у ребенка были желание, возможности и силы. Он и взрослые члены семьи должны понимать, что спортсмен может достичь высоких результатов и состояться как профессионал, но это огромная работа. А в нашем обществе часто желания родителей – их нереализованные мечты и чаяния, которые они жаждут воплотить в своих детях. Бывает, что у ребенка сильно желание погрузиться в спортивную жизнь, но недостаточно физических возможностей. И наступает какой-то предел – дальше спортсмен никак не может продвинуться. Например, выполнить нормативы на мастера спорта. Попасть в команду сборной Гродненской области по гандболу тяжело. «Кроме того, что много гандбольных школ по области, ты должен быть звездочкой, которую обязательно заметят, выделят среди множества спортсменов. Быть средненьким игроком нельзя».

«Хорошо, отобрался ты, а что дальше, если мы говорим о возможности попасть в сборную Беларуси и так далее?..» – объясняем родителям, что это очень сложно и тяжело. Организуя спортивные классы, предоставляем учащимся возможность заниматься спортом на хорошем уровне, быть в отличной физической форме и при этом успешно учиться. Поэтому если спортивная карьера заканчивается, то можно идти в другом направлении. Выбор вуза – любой. Да и спортивный класс дает свои преимущества: умение планировать день, неделю, месяц и так далее, правильно ставить задачи, идти к цели. Спорт учит преодолевать трудности, держать удар, и тот факт, что ребята сталкивались с этим на соревнованиях, потом пригодится в обычной жизни. К тем же экзаменам или к работе такие дети более подготовлены.

Кстати, родители могут сразу помочь им выбрать определенное направление образования. В современных программах спортивных вузов есть спортивная медицина, спортивная психология, спортивная журналистика. Та же спортмедицина – это не только спортивный доктор, но и антидопинговое направление. Если не хочешь лечить или контактировать с людьми, – пожалуйста, можешь изучать медицинскую технику, создаваемую к услугам спортсменов, либо тестировать их для улучшения качества тренировочного процесса с использованием того или иного тренажера.

– Стоит ли отдавать ребенка в профессиональный спорт или оставить тренировки на уровне полезной физкультуры – эти вопросы беспокоят родителей в среднем через год после начала занятий. Что порекомендуете?

– Мнения разделяются. Одни утверждают, что главное в спорте – достижение поставленной цели, иначе не стоит и начинать. К сожалению, часто такие родители реализовывают с помощью ребенка личные амбиции. И нередко результатом становятся психологические и физические травмы детства. Но и спустя рукава относиться к тренировкам – не выход. Ведь когда ребенок не видит результатов своих стараний, он становится пассивным. Важно соблюсти именно «золотую середину», чтобы, не навредив ему, раскрыть его спортивные таланты.

Тут есть еще важный момент: если ребенок поступил в спорткласс, мы – спортшкола – не гарантируем того, что доведем его до выпускных классов. Спортсмен должен показывать результаты, выполнять разряды и улучшать свои показатели (не показывает результаты, не может – по причине медицинских противопоказаний). Если этого не происходит, то мы имеем право его отчислить. Конечно, родители этого не всегда понимают, ведь в общеобразовательной школе все обстоит иначе. Там каждого обязаны довести до 9-го класса.

– Что происходит со спортсменом-учащимся после отчисления?

– Если мы кого-то отчисляем, школа предлагает учащемуся перейти в обычный параллельный образовательный класс. Основанием для отчисления ребенка из школы может служить только заявление его родителей (законных представителей) либо переход из основной группы здоровья в специальную. Нет такого, что если он не удался в спорте, то все пропало, жизнь закончена. Ничего подобного!

– Когда спортсмен по разным причинам покидает большой спорт, у него начинается жизнь заново – известная проблема. В какой степени обучение в спортивном классе может помочь в будущем не потерять себя без любимого дела?

– Чтобы дорасти до большого спорта, нужно столько сил приложить и детям, и родителям. Не всегда взрослые понимают, что ребенок не сразу становится олимпийским чемпионом. Это колоссальный труд. Мы не утверждаем, что это невозможно. Возможно все, было бы желание. Важно изначально понимать сложность вопроса и следить, чтобы образованию уделялось достаточное внимание.

Уважаемые родители Зельвы и Зельвенского района! Если вас заинтересовала идея об открытии спортивного класса, а может, есть еще вопросы, обращайтесь по телефонам: 8(01564)7-37-45, 8(029) 887-98- 06 (Екатерина Анатольевна Кобицкая, директор детско-юношеской спортивной школы).

Интересные и актуальные новости Зельвенского района и не только читайте в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

Вам может быть интересно

Комментарии отключены