Анненская ярмарка: исторический бренд и финансовый ресурс

Анненская ярмарка:  исторический бренд и финансовый ресурс

Двухдневная Анненская ярмарка-2013 стала хорошим поводом не только развлечься и прикупить обновки с сувенирами, но и продуктивно поработать. В ее рамках районным исполнительным комитетом и Гродненским филиалом Координационного бюро Программы поддержки Беларуси Федеральным правительством Германии была организована научно-практическая конференция по проблемам современных событийных мероприятий, их исторических и идейных корней (на примере нашей ярмарки), велся поиск путей повышения их эффективности. Обсудить актуальные для нашего района вопросы за «круглым столом» собрались ученые, историки и краеведы из Минска, Гродно, Волковыска, а также специалисты отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи. 

 

Ярмарки в Зельве: как это было?

Анненская ярмарка:  исторический бренд и финансовый ресурс

 Пролить свет на неизвестные многим факты проведения зельвенских ярмарок прошлых веков – такова была цель первой части семинара. После приветственного слова заместителя начальника идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома Юрия Куликова историки поделились собранными ими уникальными сведениями об истории возникновения и развития ярмарок на Гродненщине, рассказали об опыте событийных мероприятий в Польше, а также затронули тему хозяйственно-экономических функций местечка Зельва в конце XVIII века и многое-многое другое. Самое интересное сегодня на страницах нашей газеты. 

 Представитель института парламентаризма и предпринимательства из г.Минска, кандидат исторических наук Андрей Киштымов в начале отметил, что ярмарки в течение нескольких столетий являлись сердцем белорусской торговли и предпринимательства. Ярмарка товаров была смотром всех экономических сил и достижений, технических новинок. Здесь рождалась деловая инициатива, заключались экономические союзы, создавались новые капиталы.

 Издавна ярмарки были самым чутким барометром экономической жизни и ее надежным регулятором. Именно здесь формировался баланс между спросом и предложением, производством и потреблением, складывались элементы национального рынка, без которого невозможно формирование нации. Для народа ярмарка веками была одной из самых понятных, доступных и привлекательных форм хозяйственного общения, причем она развивалась в рамках народных традиций и обычаев.

О зельвенцах раньше говорили, что они живут один месяц в году, все остальное время существуют. Это потому, что на месяц здесь “поселялась” Анненская ярмарка – узнали мы из доклада волковысского краеведа Николая Быховцева. Что и говорить, в середине XIX столетия, по оценкам некоторых историков, ярмарка в Зельве котировалась как вторая в Европе после Лейпцигской. Не удивительно, что это торгово-увеселительное меро-приятие для зельвенских жителей было событием года. Впрочем, как и сейчас.

 История этой ярмарки берет начало в 1501 году, когда привилегию от короля Александра Ягеллончика на ее проведение получила Анна Улинич – вдова бывшего хозяина Зельвы Михаила Начовича. 

 Сколько лет после этой даты продолжалась ярмарка и с каким размахом, неизвестно, ведь про это не сохранилось каких-либо документов. Позже Зельва переходит к знаменитому и богатому роду Сапегов, а в 1720 г. тогдашний владелец местечка Зельва Антоний Казимир Сапега получил от короля очередную привилегию на проведение в городке ежегодных «ярморок или торгов». После смерти бездетного Антония Сапеги Зельва перешла к его родичу Александру Сапеге, при котором начался расцвет ярмарки. Кроме недельной ярмарки, которая проводилась в конце июля, с 4 августа по 4 сентября начали проводиться торги, на которых вначале торговали только конями. В честь храмового праздника святой Анны ярмарка получила название Анненской. Сам Сапега из своих конюшен выставлял на продажу около 1000 коней. Со временем ярмарка и торги начали проводиться вместе с 25 июля по 25 августа.

 Для Гродненской губернии зельвенская ярмарка имела наибольшее значение. Составить представление о ее популярности можно перечислением приезжающих на неё купцов. Так, в 1786 г. ярмарку посетили торговцы из Гродненской, Минской, Виленской, Московской, Казанской губерний, Галиции, городов Варшавы и Данцига. Как видим, в ярмарке были заинтересованы купцы даже из европейских стран, с которых брались различные денежные сборы: за въезд и выезд с товарами из местечка, за мелочную торговлю, содержание откупа прописанных заведений. 

Доход, получаемый от ярмарок Сапегами, в большей части шёл в пользу римско-католического духовенства: щучинским пиарам, новогрудским бонифраторам, деречинским доминиканам, ружанским базилианам, берёз-ским картузам и др. Особый доход владельцам и посёлку во время ярмарки приносили питейные заведения. Так, в Зельве работали кофейня, гостиница, три ресторана, трактир-столовая, четыре чайных ресторана, кафе, столовые, корчмы, пивоварни, бары и буфеты. 

 Что же можно было купить тогда на ярмарке? Об этом подробно рассказала аспирантка Гродненского государственного университета имени Я.Купалы Анна Войтещик. Оказывается, в изобилии были сукно на любой кошелек и вкус, платки производства фабрик из Слонима, Волковыска, а также из Белостокской области. Продавались разные виды бумажных тканей: нанка, картуна, миткаль, ситец; льняные и пеньковые изделия, шелка, дамские шляпы и чепчики, галантерейные вещи, фарфоровая и фаянсовая посуда, хрусталь и зеркала, бумага разного сорта, пушные товары, иностранные краски, мыло. Из продовольствия: рыба, сахар, кофе, чай, швейцарский сыр, различные напитки и даже экзотические фрукты. Владельцами магазинов и мелких лавок были преимущественно евреи, которые в источниках встречаются под названием уличные торговцы. Они на торгах и ярмарках скупали разную мелочь, а потом перепродавали свой товар в селах и городах. Но чтобы заниматься торговой деятельностью, уже тогда должна была быть лицензия.

 Главный предмет торговли составляли лошади, приво-

зимые из разных мест в числе нескольких тысяч. Между тем табун самого владельца Зельвы канцлера ВКЛ Александра Сапеги, состоявший из жеребцов английской, турецкой, датской и неаполитанской пород, числом более тысячи, занимал первое место как по своему достоинству, так и по численности.

Торги проводились по вторникам и четвергам. Еженедельные торги в местечках были однодневными. Торговым днем мог быть любой день недели, но, как показывают источники, кроме субботы. Возможно, это было связано с тем, что значительный процент населения поселка составляли евреи, роль которых в ремесле и торговле была доминирующей. В субботу евреи обычно не занимались никакой деятельностью, в том числе торговлей.

 Продавцам расхваливать свой товар криком запрещалось, а покупателям нельзя было трогать его руками (особенно это касалось мяса, печенья, конфет, масла, сыра, молока). За началом ярмарки и его организацией следили полицейские или торговые инспекторы, которые имели на левой руке белую повязку с надписью “Nadzуr targowy”. За нарушение правил торговли предусматривался штраф до 50 злотых, а в результате его неуплаты – арест до 8 дней. Кстати, так как в местечке Зельва не было полиции, а из полицейских чинов на всю волость был один волостной пристав, то на время проведения ярмарки создавалась временная полиция.

 На ярмарке не только торговали – здесь проводились различные культурные мероприятия. Также сюда приезжали артисты театра, представление которых происходило три раза на неделю, другие мастера по развлечению народа: циркачи, балаганщики. Чтобы полюбоваться различными зрелищами, а также самим принять участие в увеселительных мероприятиях, издавна на ярмарку приезжала масса мелкой шляхты. С тех времён сохранились следующие названия: «Лисья Норка» – погребок, которому была предоставлена монополия по продаже вин и других заграничных напитков; «Серебряный» – зал в кафегаузе для игры в карты, где на столах громоздились кучи разыгрываемых серебряных монет, «Пся Гурка» или «Собачья Горка» – зал в 49 квадратных сажень для вечерних и ночных увеселений на втором этаже деревянного дома. На этой Горке после наступления сумерек царило равенство и помещики веселились вместе со своими слугами: экономами, старостами, лакеями, кучерами. Здесь они проводили время в дамском обществе, состоящем большей частью из евреек. В одном углу зала помещался оркестр, в другом – стол с бутылками вин и ромом, закусками, кипящими самоварами. Вдоль стен зала были расставлены скамьи в виде амфитеатра, заполненные зрителями. Посреди зала оставлено небольшое место для танцующих. В отличие от слуг, помещики не пускались в пляс с женщинами.

 Интересно, но на ярмарку съезжались не только добропорядочные люди, но и разного рода мошенники и воры, для которых огромная людская масса весьма благоприятствовала их криминальному промыслу. Полицейские не раз задерживали торговцев, которые пострадали от рук фальшивомонетчиков. 

 

 С 15 августа (последние числа ярмарки) число помещиков, особенно помещиц, постепенно уменьшается. Ярмарку ещё посещают приказчики, экономы, поселяне и евреи. Ослабевающий с каждым днём торг держится до 23 августа: в это время купцы начинали разъезжаться. К 25 числу ярмарка вовсе потухала и  Зельва погружалась в своё обычное безмолвие. Жители местечка, обеспечив себя добытым на ярмарке доходом – за отдачу в наём домов, чуланов и сараев, за продовольствие своих постояльцев, за продажу напитков и провизии – на целый год успокаиваются от четырёхнедельной тревоги в сладкой надежде на будущую ярмарку.

 

Пока не Лейпциг, но к этому стремимся…

Анненская ярмарка:  исторический бренд и финансовый ресурс

Если раньше ключевой целью празднования Анненской ярмарки было возрождение ее культурных и исторических традиций, то в последние годы акцент делается на экономический аспект, то есть на получение максимума прибыли для района. Такая смена приоритетов особенно ощутима на примере 2013 года, – отметил Юрий Куликов. – Для дальнейшего экономического развития Зельвенщины и повышения благосостояния наших людей необходимы новые эффективные подходы.  

 В этой ситуации, по мнению Юрия Валентиновича, нам неплохо бы последовать примеру таких стран, например, как Польша, Чехия, Германия, Швейцария, которые за счет предоставления туристических услуг сколачивают целое состояние. Одна из составляющих финансового укрепления нашего района и кроется как раз-таки в ежегодном проведении Анненской ярмарки. При продуманном четком подходе и грамотной организации этот ресурс может приносить немалые деньги. И хоть до Лейпцига пока не дотягиваем, в этом направлении первые успехи уже есть. 

 Чтобы человек приехал и оставил на празднике деньги, нужно чем-то его привлечь. Белорусские и зарубежные артисты, ансамбли, музыкальные группы, оригинально украшенные конные повозки, на которых любой желающий может прокатиться, всевозможные шоу, рыцарский турнир, различные конкурсы, мастер-классы, аттракционы и многое другое предлагает Анненская ярмарка. 

 Пошив мастерицами предприятия бытового обслуживания одежды в стиле тогдашней эпохи неожиданно для всех принес свои дивиденды. Женские и мужские платья и рубахи из мешковины в прошлом году разошлись на “ура”, хоть и стоили дороговато. Замечено, если человек по-настоящему горит желанием окунуться в атмосферу праздника, тем более такого, он готов заплатить любую цену. 

 Немалые доходы от торговли получает и Зельвенский филиал облпотребобщества. Праздничная выручка приравнивается к выручке за несколько дней. Свои щедрые бонусы приносит и пено-лазерное шоу с участием приглашенных ди-джеев. Если в РДК за одну стандартную дискотеку в субботу в среднем удается заработать несколько сотен тысяч рублей, то за вышеупомянутую вечеринку, которая стала традиционной на Анненской ярмарке, в разы больше.

 Что особенно важно, если в 2010 году плата за торговое место не бралась, в 2012 году – частично, то в этом году каждый торговец заплатил за то, чтобы продавать свою продукцию. Так называемый сбор символичен, но значителен для районной казны, если подбить общую сумму выплат.

 

«Раскрутить» Анненскую ярмарку

Анненская ярмарка:  исторический бренд и финансовый ресурс

 Вторая часть семинара вышла дискуссионной. Ознакомившись с программой Анненской ярмарки-2013, участники обменялись компетентными мнениями по поводу того, как бренд «Анненская ярмарка» сделать более привлекательным и собрать на празднество максимум туристов. Предложения поступили разные, но в одном участники «круглого стола» были солидарны – зельвенской ярмарке нужна своя неповторимая «изюминка». Без нее наш главный культурный праздник со временем рискует прогореть. 

 Доктор исторических наук, профессор кафедры туризма и рекреации Белостокской технической академии и кафедры истории ГрГУ имени Я. Купалы Светлана Сильверстова уверена, что при подготовке Аннен-ской ярмарке, во-первых, нужно учитывать прежде всего пристрастия людей. Как об этом узнать? Как вариант – после каждой ярмарки проводить анкетирование с вопросами: что понравилось, что нет, чего бы хотелось в следующем году и так далее? Иными словами, необходим постоянный мониторинг общественного мнения. 

 Во-вторых, нужна хорошая рекламная кампания. Удовольствие это дорогое, но если реклама действительно качественная – надо потратиться и только потом собрать бонусы. Для этого подключить телевидение, интернет, периодическую печать. Впрочем, именно так было и сделано в этот раз. На протяжении продолжительного времени «Праца» неоднократно анонсировала ярмарку, рекламные материалы появлялись и в других «районках», «Гродненской правде», утром и вечером на телеканале «Беларусь-2», в эфире районного и областного радио. 

 Креативное предложение последовало от Светланы Сильверстовой. Историк считает, что своеобразной «фишкой» Анненской ярмарки можно сделать «бульбяную» тему, тем более что в стране ничего подобного пока нет. Обыгрывать ее можно по-разному. Например, презентовать орудия труда для обработки картофеля, всевозможные блюда из картошки, в том числе и чипсы, которые на массовых мероприятиях очень ходовые. Ну, и было бы совсем здорово привлечь торговую марку «Бульбашъ», которая в Беларуси очень раскручена, к спонсорству по принципу бумеранга. То есть, нам оказывают финансовую помощь, а взамен мы им делаем «крутую» рекламу. 

А вот эксперт конференции, член Правления Общественного объединения «Клуб предпринимателей» из Гродно Франц Мамуль считает, что необходимо использовать потенциал Зельвенского водохранилища, одного из красивейших мест не только в Гродненском регионе, но и во всей Беларуси. Это может быть и база отдыха для обеспеченных людей, и рок-фестивали в стиле барт-рыбалки, и плавание на суднах. 

Кроме того, Франц Мамуль посоветовал наладить продажу туров на Анненскую ярмарку. То есть организовать маршрутные рейсы, предоставить людям жилье, питание. Иными словами, сделать так, чтобы отдых человека, купившего путевку на ярмарку, не был обременен элементарными хлопотами. 

Создать музей Анненской ярмарки предложила доктор исторических наук, заведующая кафедрой истории Беларуси ГрГУ имени Я.Купалы Светлана Морозова. Тем более, что экспонатов туда наберется с лихвой. Дело останется за малым: подобрать хорошего экскурсовода. На имидж ярмарки также может и должна работать сувенирная продукция, но только та, которую хочется купить. 

Прозвучавшие из уст специалистов предложения имеют право на существование. Вопрос в другом: возможно ли их реализовать на Зельвенщине, кто возьмется за такое серьезное дело и что в конечном счете из этого выйдет. 

Вам может быть интересно

Leave A Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.