15 февраля День памяти воинов-интернационалистов

Уважаемые зельвенцы!

15 февраля мы отмечаем День памяти воинов-интернационалистов и 26-летие со дня вывода советских войск из Афганистана.
Среди зельвенцев немало тех, кто прошёл горячие точки. Почти десять долгих лет вдали от Родины наши военнослужащие исполняли интернациональный долг, проявляя мужество, самоотверженность и отвагу. Их боевые заслуги стали достойным примером патриотизма и армейской славы для подрастающего поколения. С честью пронеся сквозь испытания своё боевое знамя, они в повседневной жизни остаются в строю и ведут активную общественную деятельность.
Мы склоняем головы перед светлой памятью воинов нашего района, которые не вернулись домой. Помним о них как о героях, оставшихся верными Родине и воинской присяге.
Благодарим вас за активную гражданскую позицию. От всей души желаем крепкого здоровья, счастья, семейного благополучия, удачи и мирного неба над головой.

Районный исполнительный комитет
Районный Совет депутатов

Они с честью выполнили свой долг

Немало в истории нашей страны примеров, когда ее воины приходили на помощь соседним народам в борьбе за свободу и независимость, за справедливый социальный строй. Делали это бескорыстно и самоотверженно в разное время, прославив себя в войне с фашизмом в Испании, в освободительных битвах в годы Великой Отечественной войны, когда наша армия помогла избавиться от немецкой оккупации народам Польши, Венгрии, Болгарии, Чехословакии…
15 февраля – день, известный всей стране. Его считают Днем памяти воинов-интернационалистов. Именно 15 февраля 1989 года был завершен вывод советских войск из Афганистана. Война в этой стране длилась с 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года – в два раза дольше, чем Великая Отечественная. В разные годы через Афганистан прошло около 620 000 военнослужащих, среди них 28 832 белоруса, из которых около 800 не вернулись домой.
Какой трудной и опасной была служба в Афганистане, белорусы знают и еще больше гордятся своими земляками, показавшими пример героизма и мужества, боевой выучки, воинской дружбы и товарищества.
Служили в Афганистане парни и девушки и из Зельвен-ского района. Во время боевой операции в этой стране пропал без вести лейтенант Михаил Бабило. Погиб в бою, спасая своего раненого товарища, сержант Владимир Лях, имя которого присвоено Мижеричскому детскому саду-базовой школе, где он учился. За проявленное мужество Владимир посмертно награжден орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги».
Мы разделяем боль родных и преклоняемся перед светлой памятью погибших героев, выполнявших свой интернациональный долг.
Многие зельвенцы вернулись домой с боевыми наградами. Орденом Красной Звезды награждены Леонид Голуб, Александр Жук и Владимир Прокопович, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги» – Николай Якута, медалью «За боевые заслуги» – Игорь Круковский, Александр Рудой, Владимир Леута и Виктор Макаревич.
Многие другие воины- интернационалисты из нашего района также отмечены различными государственными наградами и юбилейными медалями. Все они в условиях смертельной опасности мужественно и стойко выполняли боевые задачи, стремясь принести на афганскую землю мир и покой.
Сегодня участники боевых действий в горячих точках планеты активно трудятся, ведут благородную работу по патриотическому воспитанию молодежи. Эта деятельность приносит большую пользу обществу и государству, которое оказывает всемерную поддержку ветеранам, потерявшим здоровье или оказавшимся в сложных житейских обстоятельствах.
Желаю вам, дорогие воины-интернационалисты, вашим родным и близким крепкого здоровья, счастья, мира и оптимизма. Благодарю за мужество и отвагу.
Евгений Шишко,
начальник обособленной группы военного комиссариата Слонимского и Зельвенского районов.

Огненными дорогами Афганистана

1786
Есть в Афганистане самая важная автомобильная трасса «Дружба», которая начинается с южной границы бывшего СССР – города Кушка – и заканчивает свой путь в Кандагаре. В общей сложности это семь сотен километров. Автострада полукольцом охватывает четыре провинции, затем сливается с шоссе, идущим на Кабул, и далее петляет серпантином до границы с Пакистаном. Эту дорогу, как и крупный тоннель через перевал Саланг, в 1964 году возвели советские строители. А через полтора десятилетия по ней прокатился зловещий огненный клубок. Военные водители нашей 40-й армии не раз проклинали трассу «Дружба», которая таила в себе смерть. По этой дороге войны поколесил и наш земляк Сергей Залевский.
Отправляясь 22 октября 1985 года на срочную службу в Советскую Армию, юноша не думал, что через некоторое время попадет на войну.
– С Гродненского призывного пункта областного военкомата нашу команду, в которую входили молодые ребята со всей области, погрузили в поезд и отправили к месту назначения,– вспоминает Сергей Фёдорович. – Только по дороге от сопровождающих нас военных узнали, что будем служить в Среднеазиат-ском военном округе. Прибыли в Ташкент. Столица Узбекистана, несмотря на осень, встретила нас солнечной и теплой погодой. Сразу чувствовалось, что попали на юг. Меня направили в учебный автомобильный батальон. Начались трудные армейские будни.
Вместе с другими воинами Сергей постигал азы солдатской службы: учился стрелять из автомата, преодолевать на автомобиле сложные участки горной и пустынной местности, нес карау-льную службу… Вскоре стало известно, что ребят готовят для отправки в Афганистан. В то время советские войска вели там боевые действия. В начале февраля, во время очередного по-строения полка, командир батальона зачитал приказ о направлении водителей одного из подразделений на специальное задание главнокомандующего. Вскоре была сформирована группа для отправки за рубеж. В числе других солдат в нее входил и Сергей Залевский.
1785
Дыхание войны почувствовали, как только сошли с самолета, который приземлился в Кабуле. Вокруг аэродрома – ряды колючей проволоки, укрепленные огневые позиции, везде солдаты в бронежилетах, танки и броне- техника.
Служить Сергея направили водителем в ремонтный батальон авиационного истребительного полка. Молодых водителей закрепили за старослужащими, которые помогали новичкам привыкать к боевой обстановке. После недельной адаптации начались первые поездки до самой границы с Советским Союзом и обратно. Туда отвозили неис-правное радиооборудование, назад – отремонтированное. Каждый рейс был сопряжен с опасностью. Несмотря на то, что аэродром находился вблизи Кабула, душманы часто его обстреливали. Поэтому к рейсам готовились тщательно, личное оружие и технику досконально проверяли, чистили и ремонтиро-вали.
Обычно колонна состояла из 40 машин, реже – 12–15. Перед выходом собиралась техника разных воинских частей: топливозаправщики, грузовики с бое-припасами и продуктами питания. Впереди и в конце – сопровождающие боевые машины пехоты или БТРы. В середине находился могучий грузовик с зенитной установкой, который в шутку называли «шайтан-арба».
Вдоль автострады «Дружба» располагались посты прикрытия. При хорошей погоде колонну с воздуха прикрывали боевые вертолеты Ми-24.
– Самым тяжелым участком автомобильной трассы считался перевал Саланг, который находился на высоте более четырех тысяч метров над уровнем моря, – продолжает Сергей Фёдорович. – Здесь был самый большой туннель протяженностью около трех километров. Душманы неодно-кратно пробовали его взорвать. Но важный стратегический объект усиленно охраняли, как и саму дорогу. Ведь это был единственный путь, по которому перевозили боеприпасы, военную технику и продовольствие для воюющей 40-й армии советских войск. Поэтому враги любым способом стремились нарушить движение на важной транспортной артерии.
Перед тем как преодолеть перевал Саланг, водителей тщательно инструктировали: как выполнять контрольный осмотр, эвакуировать неисправную и поврежденную технику и, конечно же, отражать нападения душманов. Ведь в любую минуту, нарушая идиллию мирной тишины, мог ударить гранатомет, пересечь дорогу свинцовой очередью пулемет…
К опасным поездкам Сергей со временем привык. Не всегда, конечно, случались обстрелы и засады. Но передряги были, да еще какие! Однажды колонна нарвалась на засаду. Водители мгновенно повыскакивали из машин, заняли огневую позицию. Вскоре пришла помощь и душманы отошли в горы. Чудом наш земляк уцелел под вражеским обстрелом. Собрав раненых и убитых, колонна двинулась дальше.
На счету Сергея Залевского сотни рейсов и тысячи километров по огненным дорогам Афганистана. Жизнь его не-
однократно висела на волоске: то душманские засады, то обвалы в горах. Но самым страшным было терять своих боевых товарищей.
В декабре 1987 года Сергей демобилизовался. Свой воин-ский долг он выполнил достойно. За проявленные мужество и воинскую доблесть отмечен благодарностями командования, награжден медалью «От благодарного афганского народа».
Возвращаясь домой, на пересыльном пункте в Кабуле
Залевский встретился с земляком Сергеем Сидором. До Ташкента летели транспортным самолетом
«ИЛ-76», оттуда до Москвы добирались пассажирским аэробусом. Затем на родину – поездом. По дороге вспоминали армейские дни, товарищей по оружию…
После службы дома долго не задержался. Устроился водителем-испытателем на Минский автомобильный завод. В столице встретил свою будущую жену Светлану. Однако суета большого города Сергею не пришлась по душе. Его постоянно тянуло на малую родину. Вскоре молодая семья переехала в Дорогобушку. Сергей устроился механизатором в колхоз. Хороший солдат стал одним из лучших работников СПК «Голынка». Его имя неоднократно звучит в числе победителей соревнования среди комбайнеров своего хозяйства, а также района. Вместе с женой вырастили троих детей. Сын Дмитрий живет и работает в Минске, Евгений – в Гродно, дочь Антонина учится в десятом классе.
Виктор МАКОВСКИЙ.

Вам может быть интересно

Leave A Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.