История становления Конституции Республики Беларусь

Как отметил Александр Лукашенко, поздравляя белорусов со значимой датой, «Конституция, являясь Основным Законом нашей страны, сосредоточила в себе богатый исторический опыт и мудрость предыдущих поколений, закрепила правовые, политические и идеологические особенности государства и общества, четко определила приоритеты национального развития». К этой стабильности – со взлетами и падениями – страна шла ровно четверть века.

НА ПОРОГЕ 1990-Х

Белорусские конституции советской эпохи (1919, 1927, 1937, 1978 годов) определили систему государственных органов и основные права граждан. В Конституции БССР 1978 года были впервые закреплены нормы о суверенитете БССР, а также о том, что наиболее важные вопросы, касающиеся государства, должны выноситься на всенародное обсуждение.

С ноября 1988 г. по июнь 1990 г. декларации о государственном суверенитете приняли Эстонская, Латвийская, Литовская, Грузинская, Молдавская ССР и РСФСР. Такую же в июле 1990-го принял Верховный Совет БССР. В Декларации заявлялось о верховенстве на территории Беларуси Конституции БССР и ее законов. После обретения независимости Беларусь де-фактостала парламентской республикой, а право выступать от имени всего народа принадлежало исключительно Верховному Совету.

19 сентября 1991 г. БССР переименована в Республику Беларусь.

Беловежские соглашения, подписанные руководителями Беларуси, России и Украины в декабре 1991-го, прекратили существование СССР (тогда же было подписано Соглашение о создании СНГ). Разрыв межреспубликанских хозяйственных связей катастрофическим образом отразился на белорусской экономике.

Минский Комаровский рынок, полупустые прилавки

К примеру, темпы инфляции в Беларуси в 1993-1994 годах превышали 200%. Как итог – обнищание белорусского населения. Впервые за послевоенный период смертность в Беларуси превысила рождаемость. Демократизация в народном сознании стала ассоциироваться со вседозволенностью и безответственностью. Белорусское общество теряло социальные и политические ориентиры…

ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА

Когда в стране начали активно обсуждаться пути реформирования государственного устройства, возник ключевой вопрос: какой быть молодой независимой республике – президентской или парламентской?

Был принят компромиссный вариант: введение института президентства с сохранением широких полномочий Верховного Совета. 15 марта 1994 г. на 13-й сессии Верховного Совета 12-го созыва была принята Конституция Республики Беларусь. А 10 июля этого же года в борьбе с пятью другими кандидатами Президентом Республики Беларусь был избран народный депутат Беларуси А.Г.Лукашенко. Во втором туре его поддержали 80,3% граждан.

news.tut.by

Несмотря на то, что Президент являлся главой белорусского государства и главой исполнительной власти, ведущая роль в стране по-прежнему принадлежала парламенту.

ВСЕНАРОДНЫЙ ВЫБОР

В сентябре 1994 г. Верховный Совет Республики Беларусь одобрил представленную главой государства Программу мер, которые должны были вывести из кризиса белорусскую экономику. Спустя полгода Президент вынес на референдум важные для страны инициативы, которые в ходе всенародного голосования (май 1995-го) получили широкую поддержку со стороны общества. Так была изменена государственная символика, а статус государственного языка наравне с белорусским получил русский язык.

Фото из открытых источников.

Однако нормы Конституции Республики Беларусь 1994 года не обеспечивали достаточный баланс интересов ветвей власти. Верховный Совет доминировал над двумя другими ветвями власти (исполнительной и судебной), по собственному усмотрению мог устанавливать, определять и изменять полномочия всех других органов, обладал правом вносить любые изменения в Конституцию и законы, признавать их утратившими силу. Беларусь нуждалась в укреплении президентской формы правления. Об этом свидетельствовал и опыт многих стран, где именно усиление роли государства, исполнительной «вертикали» власти стало ключевым фактором стабильного развития.

В результате референдума 24 ноября 1996 г. проект Конституции, предложенный А.Г.Лукашенко, поддержали 70,5% от общего числа избирателей, а проект Верховного Совета – всего 7,9%. Обновленная Конституция существенно перераспределила полномочия между госорганами.

Вместо Верховного Совета был учрежден двухпалатный Парламент (Национальное собрание Республики Беларусь), состоящий из Палаты представителей и Совета Республики. Парламентская реформа существенно изменила законодательный процесс. Депутаты стали выполнять свои функции на профессиональной основе, что позволило перевести основной объем законотворческой деятельности в постоянные комиссии Палаты представителей. Законопроекты стали проходить через «двойное сито» экспертных проверок. Конституционная реформа выразилась также в повышении роли Правительства – Совета Министров в системе ветвей власти. Был учрежден новый контрольный орган –Комитет государственного контроля, Конституционный суд был включен в систему судебной власти.

Следующий референдум состоялся осенью 2004 г. Его итог – исключение из Конституции нормы о занятии одним и тем же лицом должности Президента Республики Беларусь не более двух сроков («за» проголосовало 79% граждан).

НЕ ТОЛЬКО ПРАВА, НО И ОБЯЗАННОСТИ

Фото из открытых источников.

Как отмечают в Конституционном Суде Республики Беларусь, «наш Основной Закон полностью совпадает с аналогичными документами европейских стран практически по всем основным аспектам в области прав, свобод, обязанностей граждан». Конституция провозглашает Республику Беларусь социальным правовым государством, в котором:

  • человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства;
  • государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности;
  • народ является единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь;
  • каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий;
  • гражданам гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда;
  • каждому гарантируется право собственности и оказывается содействие в ее приобретении;
  • гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения.

При этом Конституция ориентирует граждан на взаимные обязательства, стремясь исключить социальное иждивенчество и безразличие. Каждый несет личную ответственность за достижение материально-бытового благополучия своего и своей семьи.

ВАЖНЕЕ КОНСТИТУЦИИ?

За годы независимости белорусского государства принято более 2,3 тыс. законов, 35 кодексови около тысячи законов о ратификации международных договоров. На предмет соответствия Конституции может быть проверен абсолютно любой нормативный правовой акт. Этот контроль осуществляет Конституционный Суд Республики Беларусь (формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, 6 из них назначаются Президентом Республики Беларусь, остальные 6 избираются Советом Республики; срок полномочий каждого из членов – 11 лет).

Кстати, Конституцией запрещено создавать политические партии и общественные объединения, которые «подрывают» конституционный строй. Аналогичный запрет введен в отношении религиозных организаций. Наиболее грубые и опасные нарушения Конституции наказываются в уголовном порядке.

***

25 лет Республика Беларусь, основываясь на Конституции, крепнет как демократическое социальное правовое государство. По итогам некоторых опросов, 77% белорусов считают День Конституции значимым праздником. Почти столько же (74%) испытывают чувство гордости за нашу суверенную страну. А Вы?

По материалам www.pravo.by

Вам может быть интересно

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.